Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

16.11.2021–23.01.2022

Государственный центральный музей современной истории России

 

Организаторы:

Государственный центральный музей современный истории России; Российский национальный музей музыки; Фонд содействия возрождению Синодального хора; Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество»

Участники:

Государственная Третьяковская галерея; Государственный исторический музей; Государственный музей истории Санкт-Петербурга; Государственный Русский музей; Государственный центральный музей современной истории России; Музеи Московского Кремля;  Музей-заповедник «Коломенское»; Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»; Российская государственная библиотека; Российский государственный архив древних актов; Российский государственный исторический архив; Российский национальный музей музыки; Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник; Церковно-археологический кабинет при Московской Православной Духовной Академии Русской Православной Церкви

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2021 году особо отмечается 300-летие учреждения Святейшего правительствующего  синода и создания синодальных учреждений. Фонд содействия возрождению Синодального хора при поддержке Правительства Москвы и благотворительной помощи научных коллективов Государственного центрального музея современный истории России, Российского национального музея музыки, а также Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» представляет выставочный проект «Глагол Таинственный небес. К 300-летию Синодального хора».

Московский Синодальный хор – преемник хора Патриарших Певчих дьяков, существовавшего в Московском Кремле с XVI столетия. Расцвет Московского Синодального хора пришелся на 1890–1910 годы. В это время он стал культурной достопримечательностью Москвы, послушать его приезжали со всей России. Богослужения в кремлевском Успенском соборе, сопровождавшиеся возрожденными особыми древними распевами, являли собой подлинное искусство.

Произведения духовной музыки для хора писали П.И. Чайковский, А.Д. Кастальский, Н.А. Римский-Корсаков, Д.С. Бортнянский и многие другие известные российские композиторы. На выставке впервые будут представлены экземпляры певческих книг, которыми пользовались участники Синодального хора. Они происходят из певческой библиотеки Синодального хора и отмечены штампом этой библиотеки. Это оттиски с рукописных экземпляров, выполненные выпускниками Синодального училища или певчими Синодального хора и тиражированные методом стеклографии. Среди них – «Догматики Богородичные на 8 гласов» и «Обиход церковного пения Синодального хора» А.Д. Кастальского – преподавателя Синодального училища и регента Синодального хора в 1901–1910 годах. Посетители выставки увидят также кафтаны певчих Синодального хора начала XX века.

Догматики Богородичные 8-ми гласов Обиход церковного пения Синодального хора: Альт. Часть I, II Кафтан хориста синодального хора

Высочайшее попечение хора осуществлял великий князь Сергей Александрович. Среди экспонатов выставки – его настольная печать из золотистого топаза, выполненная мастером В. Реймером.

Акварельный рисунок «Вид на Синодальный корпус, Мироваренную палату, Патриаршее крыльцо и здание казарм в Московском Кремле», предположительно созданный архитектором Н.В. Марковниковым после 1920 года, даст представление о том, как выглядели синодальные здания в Московском Кремле.

Рисунок акварельный «Вид на Синодальный корпус, Мироваренную палату, Патриаршье крыльцо и здание казарм в Московском Кремле» Печать

На выставке будут демонстрироваться уникальные материалы личного архива Великого архидиакона Константина Васильевича Розова (1874–1923), голос которого нередко звучал в Успенском соборе Московского Кремля в сопровождении прославленного Синодального хора. Константин Васильевич Розов с 1902 года был определен к Большому Успенскому собору, где на протяжении двух десятилетий красота его голоса восхищала слушателей и где он снискал народную любовь и признание. Когда в 1917 году митрополит Тихон был избран патриархом, именно Константину Розову было поручено провозгласить ему многолетие. Фотографический снимок, датируемый 1920 годом, запечатлевший архидиакона Константина Розова во время богослужения, позволит посетителям выставки убедиться в том, что его колоритная внешность, о которой вспоминали современники, отнюдь не преувеличение.

Фотография архидиакона К.В. Розова во время богослужения Кафтан певческий Собрание духовно-музыкальных сочинений и переложение протоиерея П.И. Турчанинова. Бас I Поздравление от певчих Синодального хора К. В. Розову в честь 25-летия его диаконского служения

В 1921 году отмечалось 25-летие дьяконского служения К.В. Розова, ознаменованное торжественным наречение его Великим архидиаконом. Тогда он получил множество свидетельств всенародной любви – ему присылали поздравительные адреса многочисленные друзья и почитатели. На выставке представлено коллективное поздравление от братии и ктитора, а также сторожей Успенского собора и певчих Синодального хора.

 

 
вверх