Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

07.03.2007 - 03.06.2007

Одностолпная палата Патриаршего дворца

Организаторы:
Музеи Московского Кремля, Музей императорского дворца в Пекине  

01# Парадные доспехи императора КансиВ Одностолпной палате Патриаршего дворца впервые в таком масштабе представлены уникальные произведения из коллекции Музея императорского дворца в Пекине. Запретный город, служивший императорской резиденцией на протяжении правления династий Мин (1368-1644) и Цинн (1644-1911), на сегодняшний день является главным историческим комплексом города. Созданный на его основе музей Гугун хранит крупнейшее в Китае собрание произведений китайского традиционного искусства, сформированное из коллекции, принадлежавшей императорскому дому. 
Императорская семья и члены императорского клана занимали в Китае самое высокое положение. В руках  императора была сосредоточена верховная  власть. При императорском дворе регулярно проводились большие торжественные церемонии - во время празднования нового года, зимнего солнцестояния, в день рождения императора. На выставке представлено более 60-ти уникальных произведений из коллекции императорского дворца периода правления Китаем династий Мин и Цин. Среди них - символы императорской власти, атрибуты придворного церемониала, высокохудожественные предметы дворцового обихода, относящиеся к разнообразным жанрам и стилям китайского искусства. В их числе – живописные картины и свитки, изделия из нефрита, фарфора, лака и эмали, бронзовые сосуды, принадлежности для кабинета ученого, костюмы и ткани, а также детали дворцового интерьера. Экспозиция представляет императора Китая как правителя огромной страны, как воина и одновременно философа и художника, увлеченного собирателя древних святынь.

Одним из символов власти государя была императорская печать. Каждая печать имела свое назначение и воплощала верховный авторитет императора в той или иной сфере жизни империи. На выставке представлена золотая императорская печать «Драгоценность Сына Неба» цинской династии.

В империи Цин бытовал закрепленный законом 1759 года ритуальный костюм и набор мужских и женских украшений, соответствующих определенному рангу. Самым торжественным костюмом цинского времени является представленный на выставке халат, чаопао, составлявший важную часть ритуального императорского костюма чаофу.

Одним из атрибутов придворной жизни в годы поздней империи становится жезл жуи, соединявший в себе качества символа благих пожеланий и украшения жилых покоев. Такие жезлы имел как император, так и те, кто принадлежал к верхнему слою аристократии. Жезлы, символизирующие исполнение желаний и успешные свершения, обычно размещали перед тронами императора и императрицы, а также в опочивальнях. На выставке представлен набор из девяти жезлов династии Цин, выполненных из красного сандалового дерева, украшенных драгоценными камнями.

Наряду с древнейшими учениями - конфуцианством и даосизмом, роль государственной религии в цинском Китае отводилась и тибетскому буддизму (ламаизму). Этим объясняется и расцвет так называемого сино-тибетского стиля в китайском художественном металле XVIII века, представленном на выставке ламаистской бронзовой скульптурой и драгоценными реликвариями в форме тибетской ступы-субургана.

Китайская лаковая мебель для туалетных принадлежностей,  которую можно увидеть на выставке, отличается особым мастерством исполнения. Она  выполнена  из красного и черного лака, украшенного росписью и инкрустацией драгоценными материалами.

Кисть, тушь, бумагу и тушечницу - камень для растирания туши, в китайской традиции принято именовать «четырьмя драгоценностями кабинета ученого». Эти предметы не только являлись традиционными письменными принадлежностями, но и воплощали в себе специфику письменной культуры Китая. Представленная на выставке бумага сорта «Мэйхуа юйбань» («Нефритовая пластина с цветами мэйхуа») соответствует высшему стандарту цинского бумажного производства.

Для тушечниц в Китае традиционно использовали самые разнообразные материалы. На выставке экспонируется один из четырех самых лучших видов камней для растирания туши в Китае – сорт Сунхуацзян янь. Этот камень вошел в употребление в годы правления Канси (1662-1723) и предназначался исключительно для императора.

Небывалую популярность при дворе минских и цинских императоров приобрели элементы убранства из нефрита. Представленные на выставке экспонаты, такие, как диск би с орнаментом в виде шелковичных червей, сосуд для вина «цзунь» с орнаментом в виде лепестков лотоса, резной камень в виде китайской капусты и другие изделия из нефрита являются подлинными сокровищами императорской коллекции.

Предметом особой гордости на протяжении веков оставался китайский фарфор. Экспонаты выставки воплощают высший стандарт мастерства производства фарфора в эпохи Мин и Цин. Они были созданы по заказу дворцового ведомства в императорских мастерских города Цзиндэчжэнь провинции Цзянси. На выставке привлекает внимание форфоровая ваза с ушками с изображением морских волн, облаков и дракона, выполненная в период правления династии Цинн.

В эпоху Цин незамужние девушки носили волосы распущенными или заплетенными в косы. Высокая прическа впервые сооружалась на голове невесты, поэтому головные украшения непременно входили в набор свадебных даров. На выставке представлен головной убор императрицы династии Цин. Он поражает обилием подвижных деталей, выполненных в виде цветов, бабочек, птиц из дорогих металлов и камней и производит впечатление волшебного сада.

Выставка дает посетителю возможность приобщиться к многогранной художественной культуре  Китая, узнать много нового о прошлом страны, контакты и сотрудничество с которой сегодня постоянно растут и укрепляются.

Проект осуществлен при поддержке Внешэкономбанка и Государственного банка развития Китая.

 
вверх