Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

29.09.2005 - 22.01.2006

Одностолпная палата Патриаршего дворца

Организаторы:
Музеи Московского Кремля, при участи Государственного Исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим", Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива древних актов. 

1# Конный портрет царя Алексея МихайловичаЖивой интерес в современном обществе к двум государственным деятелям XVII века - царю Алексею Михайловичу и патриарху Никону,- уже подтвердил ряд выставок и монографий последних лет. В отличие от них, в центре внимания новой экспозиции в Кремле - лишь 40-50-е годы XVII века: до добровольного ухода Никона с патриаршего престола в 1658 г. На этот короткий, но очень значительный период русской истории приходятся самые выдающиеся события в биографиях царя и патриарха.

Это время характеризуется полным взаимопониманием и успешным взаимодействием светской и церковной власти в разных областях внутренней и внешней политики русского государства. Оно стало своеобразным воплощением идеи "премудрой двоицы" - гармоничного равновесия власти царя и патриарха в государстве. Именно ее провозглашал, опираясь на положения византийских авторов, Никон в первые годы своего патриаршества. В это же время у Алексея Михайловича сформировалось представление об особой значимости царской власти не только в пределах России, но и для всего вселенского Православия. Идея об особой миссии русского царя в православном мире, идущая из греческого мира, в 1640-1650-х годах достигла своего апогея. Она нашла предметное выражение в виде привоза в Москву святынь с Христианского Востока и широкого потока посланий греческих идеологов с призывами о взятии русским царем Константинополя и отвоевании у ислама всего православного мира. Именно в связи с этим в Константинополе были созданы регалии для царя Алексея Михайловича.

Для Никона 1640-50-е годы - время его восхождения по лестнице церковной иерархии: от монаха одного из северных монастырей до митрополита новгородского и, наконец, всероссийского патриарха. Его положение в русском обществе в этот период было исключительно высоким. Он являлся ближайшим советником царя в государственных вопросах и даже оставался на время отсутствия Алексея Михайловича в столице "великим государем", своеобразным наместником царя. Высокий статус Никона нашел зримое воплощение в патриарших облачениях и обиходе, не уступавших по роскоши в то время царским одеждам и дворцовому быту.

Почти все представленные на выставке произведения изобразительного и ювелирного искусства, памятники деревянной резьбы и художественного ткачества, рукописные и печатные материалы носят мемориальный характер, что придает им особый исторический интерес. При этом высокий художественный уровень экспонатов выставки демонстрирует зрителям великолепное культурное наследие разных национальных школ XVII столетия.

 
вверх