Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

23.09.2022 – 11.01.2023

Парадный вестибюль Оружейной палаты 

Организатор и участник:
Музеи Московского Кремля

Преподобный Сергий, с житием. ИконаВыставка в парадном вестибюле Оружейной палаты посвящена одному из самых почитаемых русских святых – преподобному Сергию Радонежскому – и приурочена к 600-летию обретения мощей святого и постройки Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Сергий Радонежский и созданный им монастырь занимают важное место в истории, культуре и духовной жизни России, жизнь святого остается примером высокого нравственного подвига, не иссякает интерес к его обители и искусству того времени. Будучи первым в ряду прославленных церковью московских преподобных, а также одним из первых московских святых, Сергий Радонежский имеет особое значение для столицы и непосредственно для Московского Кремля.

Выставка раскрывает различные аспекты почитания преподобного Сергия, рассказывает о связях русских правителей с Троице-Сергиевым монастырем. Экспозиция охватывает значительный временной отрезок – с первой трети XV по начало XX века. С эпохой московских великих князей связаны серебряный наперсный крест с одним из древнейших изображений преподобного Сергия и пелена «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», созданная в московской мастерской великой княгини Марии Ярославны, жены Василия II Тёмного и матери Ивана III.

К периоду правления великого князя Ивана III относятся два выдающихся произведения московской живописи конца XV века. Икона «Преподобный Сергий Радонежский, с житием», выполненная в мастерской Дионисия, – самый ранний житийный образ святого в рост. Вторая икона, «Святая Троица», следует краткому иконографическому изводу, получившему наиболее совершенное воплощение в знаменитой иконе Андрея Рублева, написанной «в похвалу Сергию Радонежскому». Оба произведения происходят из Успенского собора Московского Кремля.

На выставке экспонируются памятники, выполненные в кремлевских мастерских в XVI–XVII веках и вложенные русскими государями в Троице-Сергиев монастырь. Среди них блюдо – вклад царя Ивана IV на помин души царицы Марии Темрюковны, золотая церковная утварь, созданная по заказу царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в «дом Пресвятой и Живоначальной Троицы и великих чудотворцев Сергия и Никона».

В 1742 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была учреждена духовная семинария, а в 1744 году обители был присвоен высокий статус лавры. На выставке представлена драгоценная панагия, пожалованная императрицей Елизаветой Петровной архиепископу Арсению, архимандриту Троице-Сергиевой лавры. С именем императрицы Екатерины II связан великолепный литургический прибор, выполненный по ее заказу в 1795 году придворным ювелиром Иваром Бухом для Троице-Сергиевой лавры.

Особый раздел выставки посвящен последнему представителю императорского дома Романовых, покровительствовавшему обители, – великому князю Сергею Александровичу, чьим небесным патроном был святой Сергий. Здесь представлены реликвии из храма-усыпальницы во имя преподобного Сергия Радонежского в Чудовом монастыре Московского Кремля.

Образ преподобного Сергия неразрывно связан с историей Российского государства и его правителей и непосредственно с Московским Кремлем – политическим и художественным центром, сокровищницей, бережно хранившей древние реликвии на протяжении столетий.

 

 

 

 
вверх