Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

17.12.2008 - 15.03.2009

Успенская звонница Московского Кремля

Организаторы:
Музеи Московского Кремля, Коллекция Аль-Сабах, Дар аль-Атар аль-Исламия, Национальный совет Кувейта по культуре, искусству и литературе, Национальный музей Кувейта 

01# Держава царя Алексея МихайловичаУникальная кремлевская коллекция произведений мастеров Османской империи – Блистательной Порты, как ее называли европейцы в XVII столетии, – по своему составу и происхождению значительно отличается от собраний турецкого искусства других музеев мира. Основу этой коллекции составили памятники, выполненные в XVI–ХVII веках, времени постоянных дипломатических и торговых контактов Русского государства с Османской империей. Главной особенностью этих предметов является чрезвычайно высокий уровень исполнения. Многие из них были изготовлены руками мастеров, трудившихся в знаменитых придворных мастерских дворца Топ-капы в Стамбуле – столице турецкого государства. Эти произведения целенаправленно закупались у турецких и греческих купцов или поступали в Москву в качестве дипломатических даров турецких султанов русским самодержцам. На протяжении многих веков и до настоящего времени эти памятники сохраняются в Музеях Московского Кремля. Лучшие из них представлены на выставке, впервые за всю историю музея целиком посвященной уникальной кремлевской коллекции турецкого искусства и свидетельствующей о ее представительности и богатстве.

Экспозиция выставки разнообразна. На ней представлены памятники оружейного дела, великолепное конское убранство, ювелирные изделия, роскошные ткани, хрустальные ароматники, нефритовые зеркала и даже памятники из числа государственных регалий русских царей.

Среди предметов, которые изготавливались при дворе османов, оружие и боевое снаряжение занимали особое место. На выставке демонстрируются великолепные образцы защитного и боевого турецкого снаряжения: различного вида шлемы и доспехи, мечи, сабли, палаши, короткие и длинные копья, булавы, шестоперы, пернаты, топорики, чеканы и боевые молоты. Оправы и детали холодного оружия декорировались басменными и чеканными цветочными узорами, дополненными разнообразными накладками и драгоценными камнями. Для декора стальных поверхностей клинков и доспехов применялись различные техники инкрустации драгоценными металлами: таушировка и насечка золотом или серебром.

Неизменной любовью пользовалось в Турции конское убранство. Оправы парадных седел выполнялись из серебра или обивались золотными тканями и бархатом. Особой тщательностью исполнения отличались комплекты головного и нагрудного турецкого конского убранства – оголови и паперсти. К шедеврам османского искусства относится золотая сбруя, усыпанная рубинами, привезенная в Москву греческим купцом Дмитрием Астафьевым в 1652 году.

Исключительно разнообразна по составу и сохранности коллекция турецких тканей. К разряду уникальных относятся сохранившиеся фрагменты внутренней обивки раки царевича Дмитрия в Архангельском соборе Московского Кремля, выполненные из золотной ткани. Эффектен парадный комнатный наряд - домашний кафтан патриарха Никона, выполненный из зеленого золотного атласа с крупным узором из цветов гиацинта и гвоздики. Во всей красе после реставрации перед зрителем предстает саккос XVI века митрополита Дионисия, сшитый из золотного атласа.

В XVI–ХVII столетиях высочайшего уровня достигло турецкое серебряное дело и ювелирное искусство. Особым видом продукции турецких и, прежде всего, стамбульских ювелиров, стали золотые запоны, украшенные драгоценными камнями. Они выпускались разных размеров и самых причудливых форм – в виде цветов тюльпана и гвоздики, плодов граната, разнообразных листьев и бутонов, многолучевых звезд. На выставке можно увидеть набор золотых запон, принадлежащих царю Ивану Алексеевичу.

По специальным заказам московского двора в середине XVII века в Стамбуле был выполнен целый ряд драгоценных предметов, вошедших в состав государственных регалий. Среди них драгоценный саадак (колчан и налуч), держава и жезл царя Алексея Михайловича. Исключительная роскошь художественной отделки, характер орнаментальных мотивов и оформления драгоценных камней, активное использование эмали выдают в этих памятниках руку первоклассного стамбульского мастера, скорее всего, придворного ювелира.

Выставка произведений турецкого искусства XVI–XVII веков предоставляет возможность не только познакомиться с уникальными памятниками, но и приоткрыть одну из самых блестящих страниц истории турецкого государства.

Генеральный партнер проекта 

 
вверх