Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

05.09.2003 - 07.09.2003

Парадный вестибюль Оружейной палаты Московского Кремля

Организаторы:
 Музеи Московского Кремля

Икэбана рождается из гармонии мира Природы, 
богатства души человека и его умения благодарно
воспринимать Красоту.
Сэнъэй Икэнобо, 45-й глава школы Икэнобо

1# Икэбана в КремлеИскусство икэбаны (современный перевод - цветы, поставленные в вазе) давно перешагнуло рубежи Японии и обрело популярность во всем мире.

Значительный вклад в развитие этого своеобразного вида искусства внесла школа Икэнобо, с которой непосредственно связано начало истории икэбаны как художественного направления.

Икэбана по праву считается уникальным явлением японской культуры, хотя зародилась традиция составления цветочных композиций далеко от Японии и имела первоначально не светскую, а сакральную направленность. Она была связана с обычаем украшать цветами изображения Будды, возникшем в Северной Индии, на родине буддизма. Первые достоверные сведения об оформлении цветами храмовых алтарей в Японию привез священник Сэнму, ездивший в 603 году на материк для изучения буддизма и китайской культуры. По возвращении он стал настоятелем храма Роккакудо, который по сей день существует в Киото. Его жилище на территории храма получило название Икэнобо (Хижина у пруда), которое стало именем всех настоятелей Роккакудо. С середины XV века, когда в стенах храма началось целенаправленное формирование постановки цветов, первая школа икэбаны тоже получила название Икэнобо.

Вместе с тем, еще до принятия буддизма (VI в. ) в Японии существовали местные ритуалы подношения священных растений различным божествам, также оказавшие влияние на развитие икэбаны.

Таким образом, поклонение Природе, зародившееся в глубокой древности, утвердилось и получило дальнейшее развитие благодаря национальной японской религии синто (Путь богов), в которой обожествлялись горы, скалы, реки, деревья, и буддизму, утверждавшему, что все в мире, в том числе и неодушевленная Природа, является воплощением Будды и, следовательно, требует бережного обращения и уважения.

О ранних этапах развития искусства цветочных композиций сохранилось мало сведений. Для храмовых подношений, называвшихся кугэ, использовали бутоны, цветы и листья лотоса, священного цветка в буддизме. Позднее в кугэ стали использовать и другие цветы, их начали размещать в высоких парных вазах, но при этом сохранялась строгая регламентация формы, которую составляли три основных элемента, символизировавших Небо, Человека и Землю.

Цветочные композиции постепенно распространились и в мирской среде, получив название татэбана (стоящие цветы). В 1462 году Икэнобо Сэнкэй создал для публичного показа большую асимметричную композицию в золотой вазе, которая символически выражала буддийскую Вселенную - гору Сумэру. Это произведение ошеломило весь Киото. Именно с этого события начинается отсчет истории школы Икэнобо и искусства икэбаны в целом.

Термин рикка закрепился за первой композиционной формой школы Икэнобо. Рикка выражала идеальный философско-художественный образ мироздания. Самая высокая ветвь всегда обозначала гору Сумэру и называлась син (Истина). Первоначально рикка состояла из семи основных элементов, в XVIII веке добавились еще два. Важным положением считалось выявление в композиции единства и противоположности двух начал - инь (женского, темного) и ян (мужского, светлого).

Сегодня в школе Икэнобо существуют три основных стиля - рикка, сёка и дзиюка. Если стиль рикка воплощает дух Природы, незыблемый и величественный, то стиль сёка передает естественный образ Природы. Сёка присущи необыкновенная грациозность линий, тонкая образная поэтичность. В сёка сёфутай (традиционное направление стиля сёка) имеются три основные линии - син, соэ и тай, обозначающие триединство Неба, Человека и Земли, постоянное изменение и обновление жизни.

В 1977 году 45-й глава школы Икэнобо, иэмото Сэнъэй Икэнобо разработал стиль сёка симпутай (современное направление стиля сёка), который отличается более свободным и динамичным характером. Главный элемент называется сю, с которым второй элемент ё сочетается по принципу гармоничного контрастирования. Третий элемент - асирай добавляется как заключительная деталь.

В 1999 году мастер Сэнъэй Икэнобо создал стиль рикка симпутай (современное направление стиля рикка), в котором также старые традиции переосмыслены в духе нового времени.

Дзиюка - свободный стиль, абсолютно новое направление в давней традиции Икэнобо. Этот стиль отвечает современной действительности и новым вкусам. Растительные материалы используются более свободно и изобретательно, но как и прежде в первую очередь отдается дань красоте и естественной неповторимости каждого растения.

Согласно концепции Икэнобо умение создавать композиции икэбана непосредственно связано с умением слышать мелодии растений, ощущать их гармонию, то есть мастер должен быть чутким как музыкант, поэт, художник. Всеми этими качествами обладает иэмото Икэнобо Сэнъэй, возглавляющий школу с 1957 г. Приезд Мастера в Россию - большая честь и огромная радость для подлинных любителей икэбаны.

 
вверх