Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

21.02.2012 - 10.05.2012

Выставочный зал Успенской звонницы, Одностолпная палата Патриаршего дворца Московского Кремля

Организаторы:
Музеи Московского Кремля, Фонд Генри Мура, Британский Совет 

01# Мать и дитя (Капюшон)Британский скульптор Генри Мур принадлежит к числу крупнейших мастеров ХХ столетия.  Его оригинальное и глубоко гуманистическое творчество продолжает волновать умы современных людей.  Работы Генри Мура хранятся в крупнейших музеях мира, а монументальные скульптуры украшают площади перед главными общественными сооружениями Европы – зданием Парламента в Лондоне, Юнеско в Париже.

К сожалению, в российских музейных собраниях нет ни одного произведения этого великолепного мастера.  Выставка предоставляет посетителю  уникальную возможность познакомиться с его творчеством в самых разных его проявлениях – от станковой пластики и бронзовых моделей его знаменитых монументальных скульптур до графики, тканей и гобеленов,  выполненных по его эскизам.

Генри Мур (1898 – 1986) прожил долгую творческую жизнь, на протяжении которой постоянно обращался к своим излюбленным сюжетам и пластическим мотивам. Природа и окружавший художника мир во всех его проявлениях был для него бесконечным источником вдохновения. Он черпал свои пластические идеи из огромного разнообразия природных явлений. Его очень интересовала культура древних эпох и цивилизаций – от изысканной пластики древнегреческих статуй до экспрессивного примитивизма африканской или латиноамериканской скульптуры. Все эти впечатления претворялись мастером в образы, экспериментальные по форме и общечеловеческие по содержанию.

Во время Второй мировой войны Генри Мур остался в подвергавшемся массированным бомбардировкам Лондоне и создал серию графических листов с изображениями людей в превращенном в бомбоубежище лондонском метро. 

В послевоенные годы Генри Мур переезжает со своей женой Ириной в небольшой дом в местечке Пери Грин под Лондоном, которое становится его пристанищем до последних дней жизни. Именно здесь в обширном парке, окружающем жилище мастера, он устанавливает свои монументальные скульптуры. По завещанию Генри Мура все принадлежавшие ему произведения в Пери Грине поступили в специальный Фонд Генри Мура и стали частью общедоступного музея.

На выставке представлены лучшие образцы мелкой пластики, рисунки, гравюры, эскизы к тканям и шпалерам, а также сами образцы текстиля и гобелены. Эти произведения предоставлены на выставку Фондом Генри Мура, Британским Советом, рядом музейных собраний Великобритании.

Экспозиция в  выставочном зале Успенской звонницы отражает эволюцию  творческой мысли Генри Мура -  от работ, созданных под влиянием искусства примитивных культур к сюрреалистическим и абстрактным скульптурам, а затем к произведениям, вдохновленным природными формами и античными влияниями.

Характер пространства выставочного зала в Одностолпной палате  максимально приближен к идеальным условиям для восприятия скульптуры Генри Мура, так как ряд его работ экспонируется без витрин, что создает  совершенно неповторимый эффект в сочетании с гобеленами, смонтированными на стенах Патриаршего дворца.  Памятники позволяют воссоздать круг тем и образов, волновавших художника на протяжении всей его жизни,  демонстрируют богатство творческой фантазии и инновационность художественного мышления.

Генри Мур  был страстным собирателем камней, окаменелостей, костей и иных форм, которыми изобилует природа, и эта страсть нашла отражение во всем его творчестве. Округлые линии его фигур вторят мягким очертаниям английских холмов, впадины и пустоты помогают ощутить скульптуру во всей ее объемности — с разных ракурсов одновременно. Это действительно явилось наиболее радикальным отходом от принятых канонов.  К его скульптурам малых форм хочется прикоснуться, ощутить их материал. Они настолько компактны и целостны, что, кажется, легко уместятся на ладони.

В работах, которые были предназначены для открытых пространств, также сохраняется связь с ландшафтом. Полулежащие фигуры располагаются на земле, будто они из нее вырастают, абстрактные формы приникают друг к другу, как если бы они являлись частью одушевленного мира живой природы.

Творчество Генри Мура, столь разнообразно представленное в Московском Кремле, является  прекрасным примером подлинного новаторства в искусстве, основывающегося на глубоком знании природных форм и опыте общения с великими памятниками прошлого.

К выставке издан богато иллюстрированный каталог с большим количеством документальных фотографий и статьями ведущих британских специалистов по скульптуре ХХ столетия.


Генеральный партнер проекта: ОАО Новатэк
Партнер проекта: РОСБАНК
При поддержке: ООО Статойл
В сотрудничестве с Фондом Генри Мура и Британским Советом

 
вверх