18 ноября 2022 года
19:00
Оружейная палата Московского Кремля
После Октябрьской революции 1917 года начались радикальные реформы во всех сферах жизни общества – политической, социальной, экономической и культурной. Велась активная разработка новых форм в искусстве. Музыка стала полем для бесчисленных творческих экспериментов. Новая эпоха требовала создания произведений, отвечающих духу времени и изменившейся социально-политической реальности.
В 1923 году была основана Ассоциация современной музыки (АСМ), объединившая под одним крылом целую когорту выдающихся музыкальных деятелей, во главе которой встал Николай Рославец. Целью организации стало распространение «новой музыки», основные черты которой нашли отражение в вокальных пьесах Александра Мосолова «Четыре газетных объявления». Своего рода манифестом АСМ можно считать знаменитый симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» из неосуществленного балета А. Мосолова «Сталь». Грань между высоким и «низовым» искусством была практически стерта авангардистами. Приближая музыку к быту рабочих, композиторы рассчитывали завоевать широкую аудиторию.
Первый концерт фестиваля «Посольские дары» представит гостям разные направления развития композиторской мысли, характеризующие музыку русского авангарда 1920-х годов.
Научные открытия начала XX века изменили представление человечества о Вселенной. В области музыки было осознано, что могут существовать единицы музыкальной «материи» величиной меньше полутона. Так родилась микрохроматика, одним из основоположников которой был философ и композитор Иван Вышнеградский (1893–1979). В программе фестиваля будет исполнена Медитация на две темы из «Дня бытия» (1918–1919) – дипломной работы композитора, в которой он впервые опирается на четвертитоновую шкалу.
Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано до минор, оп. 8 Дмитрия Шостаковича (1906–1975) было написано в Петрограде в 1923 году в период обучения в консерватории. Трио отличается романтическим, лирическим характером. Идейная тема произведения – человек в борьбе за высокие жизненные цели – в дальнейшем станет ведущей в творчестве композитора.
Пьесы «Четыре газетных объявления», oп. 21 для голоса и фортепиано Александра Мосолова (1900–1973), написанные в 1926 году, содержат вызов «священной атмосфере» камерного академического музицирования. Идея соединения нехудожественного текста и музыки была не нова для XX века, но именно в начале столетия она становится необычайно востребованной и приобретает характер эпатажа.
В Дивертисменте для скрипки и альта Артура Лурье (1892–1966), написанном в Париже в 1929 году, отчетливо слышны воспоминания о России. В первой части это мотив матросского танца «Яблочко», ассоциирующегося с революционным Петроградом. Вторая часть, целиком исполняемая пиццикато, напоминает балалаечные наигрыши. Третья часть – элегия, тревожная и нестабильная, а финал – неторопливая, но ритмичная русская пляска.
Николай Обухов (1892–1954) — одна из интригующих фигур русского музыкального зарубежья, окруженная многочисленными мифами. Обухов был горячим поклонником А. Скрябина, и, отталкиваясь от его идей, пришел к открытию додекафонии на восемь лет раньше А. Шёнберга. На фестивале прозвучат два Романса для сопрано и фортепиано, написанные на стихи К. Бальмонта в 1913–1918 годах. В первом еще отчетливо слышно влияние Скрябина, тогда как второй демонстрирует эволюцию стиля композитора и использует совсем иные созвучия.
В завершение первого дня фестиваля прозвучит «Маленький концерт» из «Истории солдата» Игоря Стравинского (1882–1971), или «Сказки о беглом солдате и чёрте, играемой, читаемой и танцуемой», как определил ее жанр сам автор. Помимо танцоров и чтеца, в «Истории солдата» по замыслу автора был задействован необычный по тем временам состав инструментов: кларнет, фагот, корнет, тромбон, скрипка, контрабас и ударные. По признанию И. Стравинского, на состав инструментов и принцип их использования серьезное влияние оказал джаз, а также «Лунный Пьеро» А. Шёнберга. На фестивале «Посольские дары» прозвучит версия сочинения для скрипки, кларнета и фортепиано.
В программе: |
Исполняют: |
---|---|
|
|