Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

4 и 21 апреля 2017 года в Патриаршем дворце и Оружейной палате Московского Кремля пройдут уникальные концерты, приуроченные к выставочному проекту «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».

4 апреля 19:00
Патриарший дворец

«Короли и трубадуры»

Ансамбль старинной музыки Ensenhas (г. Санкт-Петербург)
Ханна Марти, арфа (г.Базель)

Искусство Франции эпохи Средневековья, представленное на выставке, получит прекрасное дополнение в виде аутентичных музыкальных произведений. Музыкальная культура средних веков имела две составляющие — духовную и светскую. Духовный аспект был связан с церковью, культовыми песнопениями, светский — с рыцарской, куртуазной культурой.

Первый концерт посвящён куртуазной культуре Франции. Посетители услышат аутентичные музыкальные произведения, созданные профессиональными поэтами и музыкантами — трубадурами (от окситанского «trobador», «trobar» — искать, изобретать, находить новое). Зародившееся на юге Франции, в Окситании (Прованс), это направление стало необыкновенно популярным при дворах владетельных сеньоров. Наибольшей славы добились такие знаменитые поэты, как Бертран де Борн, Бернар де Вантадорн и трубадуры-женщины: Азалаис де Поркайрагуэс, Аламанда де Кастельнау. Они пели о романтической любви, поклонении Прекрасной Даме, о военных распрях, о смерти, о службе королю. Со временем культ Прекрасной Дамы у приверженцев рыцарской поэзии переродился в почитание Девы Марии.

Старинные композиции прозвучат в исполнении ансамбля Ensenhas, который представит самые популярные инструменты того времени — виелы (фидлы), а также цитоль и арфу — щипковые струнные инструменты, упоминающиеся в произведениях трубадуров и изображённые на миниатюрах рукописей. Первые концерты ансамбля состоялись в 2013 году в Санкт-Петербурге, однако его участники — опытные исполнители, хорошо известные российским любителям старинной музыки по ансамблям Labyrinthus, Laterna Magica, Universalia in Re, Оркестр Екатерины Великой и другим. Музыканты ансамбля Ensenhas стажировались на мастер-классах известных европейских исполнителей и участвовали в престижных западноевропейских фестивалях. Музыканты посвятили себя музыке Южной Франции и стран Пиренейского полуострова XII–XIV веков, которая нечасто звучит в России. Название в переводе со старо-окситанского означает «знаки». Окситанский был в то время общим языком для средиземноморской культуры, которая дошла до нас только в знаках — нотных, иконографических, буквах, числах.

В концерте также принимает участие солистка ансамбля средневековой музыки Sequentia Ханна Марти — арфистка из Базеля (Швейцария). Обучалась игре на арфе и лютне, а также вокалу в Schola Cantorum в Базеле. Как участница вокального ансамбля Peregrina она исполнила роль Анимы в драме средневековой монахини-композитора Хильдегарды Бингенской «Ordo virtutum» (Порядок добродетелей). В настоящее время она работает над проектом музыкальной реконструкции древнеисландской поэзии, а также над сольным проектом реконструкции и чтения под аккомпанемент арфы историй из поэмы Овидия «Метаморфозы».

 

21 апреля 19:00
Оружейная палата 

 «Пасхальная музыка. От парижской школы Нотр-Дам до песнопений византийской традиции»

Ансамбли Labyrinthus и «Хронос»

Программа концерта объединяет музыку европейской и византийской традиций, написанную на латинском и греческом языках, посвящённую главному христианскому празднику — Пасхе, Воскресению Христову.

Представленные на выставке художественные сокровища и реликвии средневековой Франции не менее гармонично сочетаются и с духовными музыкальными сочинениями того времени. Вся европейская музыкальная культура Средних веков вышла первоначально из соборов и монастырей. Музыкальная школа Нотр-Дам — одна из наиболее выдающихся во Франции композиторских и певческих школ — связана с Собором Парижской Богоматери, строительство которого, в основном, было закончено в царствование Людовика Святого. Благодаря композиторам этой школы в европейской музыке закрепилась полифония. Со школой Нотр-Дам связаны имена великих композиторов и поэтов — Леонина, Перотина, Филиппа Канцлера, Вальтера Шатильонского.

Византийские музыкальные произведения, которые также прозвучат на концерте, доступны по рукописям с поздневизантийской нотацией XV–XIX веков и открывают совсем другой мир, но говорят о тех же событиях, используя тот же библейский текст и евангельские образы. В Византии, впитавшей в себя наследие греко-римского мира, церковная музыка имела много общего с музыкой светской. Древняя Русь восприняла от Византии православие во всём объёме этого понятия — веру, церковные обряды, святыни, искусство. Древняя Русь восприняла также византийскую музыкальную культуру и музыкальную эстетику. Она сыграла важную роль в развитии русской церковной хоровой музыки всех последующих эпох.

Название ансамбля Labyrinthus, происходит от традиции исполнения музыки процессиями в средневековых лабиринтах европейских городов. Руководитель ансамблей Ensenhas и Labyrinthus Данил Рябчиков — один из ведущих российских исполнителей, специализирующихся на изучении средневековой музыки. Вокальный коллектив «Хронос» (художественный руководитель — Евгений Скурат) известен мастерским исполнением византийских, грузинских и древнерусских песнопений. Византийские произведения будут исполняться a capella.

Все билеты на концерты проданы.

В дни проведения концертов дежурная касса работает до 18:45.

Проход в Кремль начинается с 18:00 через Боровицкие ворота. 

Телефон отдела продвижения социально-культурных программ: 8 (495) 695-65-75


 
вверх