Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

24.06.2014

«Обсуждение концепций пяти новых
экспозиций Музеев Московского Кремля»

Отчет

24 июня в конференц-зале Оружейной палаты состоялось расширенное заседание Ученого Совета  по теме: «Обсуждение концепций пяти новых экспозиций Музеев Московского Кремля». На заседании присутствовали члены Ученого Совета: Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Юрьевна Гагарина, заместитель генерального директора по научной работе Андрей Леонидович Баталов, Ученый секретарь Ирина Анатольевна Воротникова.

В работе заседания принимали участие приглашенные: заместитель генерального директора Музеев Кремля по внешним коммуникациям Дмитрий Андреевич Кольчугин, помощник генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Лидия Ивановна Иовлева, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Исаакович Лифшиц, заместитель директора российского государственного архива древних актов Юрий Моисеевич Эскин, главный научный сотрудник отдела истории древнерусского искусства Государственного Института искусствознания Энгелина Сергеевна Смирнова, заведующие отделами и сотрудники научных подразделений Музеев Кремля.  

С приветственным словом к участникам Ученого Совета обратилась Елена Юрьевна Гагарина. Заседание Ученого Совета открыл заместитель генерального директора по научной работе Андрей Леонидович Баталов, предоставив слово заведующей научно-хранительским отделом «Оружейная палата» Елене Анатольевне Моршаковой.  

Елена Анатольевна продемонстрировала художественную концепцию новой экспозиции Оружейной палаты, целью которой является наилучшим образом отразить уникальность этого старейшего российского музея, начало формирования собрания которого в Кремле, при дворе московских правителей, прослеживается с XIV века.  Экспозицию предполагается разместить на двух этажах по тематическому, коллекционному и хронологическому принципам.  Произведения XV–XVII вв. будут располагаться на втором этаже, последний зал которого станет своеобразным переходом к Новому времени. Произведения XVIII–XIX вв. предполагается разместить на первом этаже. Девять экспозиционных залов музея могут быть посвящены темам, неразрывно связанным с главнейшим назначением музея, сохраняющего важнейшие символы российской государственности. Елена Анатольевна кратко ознакомила присутствующих с экспозицией каждого зала.  

Проект новой экспозиции в Патриарших палатах Московского Кремля представила старший научный сотрудник Бушуева Наталья Викторовна. Основная цель новой экспозиции — показать Патриаршие палаты, уникальный памятник  русской архитектуры XVII века,  в тесной связи с историческим назначением здания и историей глав русской православной церкви. В основе новой экспозиции заложен хронологический принцип. На трех этажах здания будут представлены три основных исторических периода православной церкви, связанные с историей Москвы и Московского Кремля. В то же время, будет раскрыт ряд тематических сюжетов, связанных историей здания и особенностью формирования кремлевских коллекций. Хронологические рамки новой экспозиция — с XIV века — времени перенесения митрополичьей кафедры в Москву и создания митрополичьих покоев в Кремле до окончания синодального периода, времени, когда в Патриарших палатах находилась Московская контора Святейшего Синода. Новая экспозиция будет расположена в 11 залах общей площадью более 1000кв.м.   

О концепции новой экспозиции «Император Александр I в Кремле», располагающейся на первом этаже Успенской звонницы, рассказал старший научный сотрудник Василий Рудольфович Новоселов. Фигура императора Александра I — основателя Оружейной палаты как публичного музея, правителя, уделявшего большое внимание развитию этого музея, сохранению и пополнению его собраний, имеет огромное значение для истории Музеев Московского Кремля. Будущую экспозицию предполагается разделить на четыре тематических блока. Первый посвящен детству Александра I, преемственности от политического наследия его бабушки — императрицы Екатерины. Второй раздел повествует о связи Александра I c историей музея. Третий раздел объединяет в себе вещи из Кабинета Александра I. Четвертый раздел посвящен Отечественной войне 1812 года, события которой напрямую связаны и с историей музея «Оружейная палата», сотрудники которого сумели спасти от Наполеона хранившиеся в Оружейной палате национальные исторические реликвии и сокровища, и с фигурой Александра I, проявившего в ходе войны свои лучшие качества правителя.   

Концепцию нового музея «Чудов монастырь в Московском Кремле», которая будет располагаться  на втором этаже Успенской звонницы, продемонстрировала старший научный сотрудник Виктория Анатольевна  Меняйло. Среди многочисленных монастырей России Чудов монастырь занимал особое место. Основанный в XIV веке  Святителем Алексием, он долгое время находился в подчинении у митрополитов, а позже у патриархов российских, и в XVI–XVII веках назывался Лаврой. Уничтожение Чудова монастыря в ночь с 16 на 17 декабря 1929 г. нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Создание музея, посвященного истории Чудова монастыря, открытого для широкого круга посетителей, в некоторой степени восполнят этот пробел. В экспозицию войдут памятники, спасенные от уничтожения благодаря усилиям сотрудников Оружейной палаты  Н.Н. Померанцева, Д.П. Сухова и В.И. Иванова. Обломки порталов, капители пилястр из собора во имя Чуда архангела Михаила в Хонех, иконы, предметы декоративно прикладного искусства позволят реконструировать художественное убранство храма.  Ядром экспозиции станут 150 сохранившихся икон. Среди них особую значимость имеют иконы иконостаса собора Чуда в Хонех.   

Концепция новой экспозиции «Собор Николая Гостунского» была продемонстрирована заведующей отделом рукописных, печатных и графических фондов Аллой Викторовной Петуховой. Основная цель предлагаемой экспозиции на третьем  этаже Успенской Звонницы — воссоздать интерьер собора Николая Гостунского,  располагавшегося здесь с 1817 года  и разобранного в период с 1960 по 1980 годы. Престол собора  Николая  Гостунского был перенесен в Успенскую звонницу по указу императора Александра  I  от 10 января 1817 года в связи с упразднением и сносом  из-за ветхости собора XVI века,  находившегося  на Ивановской площади Кремля. В настоящее время в соборе сохранились конструкции центрального иконостаса, выполненного в 1817 г., боковые иконостасы и киоты, выполненные для Успенского собора в 1854–1855гг. по проекту архитектора Н.И. Чичагова и перенесенные в Николо — Гостунский собор в 1898 г., а так же деревянные резные сени и киоты, созданные для собора в середины XIX – начале XX вв.  В состав экспозиции войдут около ста икон XVI – начала XX из комплекса собора, хранящихся в фондах Музея, значительная часть которых происходит из старого Николо-Гостунского собора. В соответствии с указом Александра I, они были перенесены в новый собор и стали основой его интерьера.     

По окончании заседания  были заслушаны мнения Льва Исааковича Лифшица, Юрия Моисеевича Эскина, Энгелины Сергеевны Смирновой, Лидии Ивановны Иовлевой, Ирины Анатольевны Стерлиговой. В ходе обсуждения были озвучены предложения по  концепциям экспозиций и дальнейшей их реализации. Также были внесены предложения о включении в основную экспозицию музея археологического раздела.  

Члены Ученого совета одобрили и поддержали начинание Музея в создании новых экспозиций и высоко оценили проделанную работу.  

вверх