Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ

21.03.2023 - 23.03.2023

Данные на: 27/4/2024

Общая информация
ДокладчикСтародубцева Наталья Владимировна
художественный музей им. А.Н. Радищева
заведующая библиотекой
88452734726
Название докладаМузей и его библиотека. Точки соприкосновения ( на примере взаимодействия Радищевского музея в Саратове и его научной библиотеки)
Аннотация (тезисы)Музей и его библиотека. Точки соприкосновения. На примере взаимодействия Радищевского музея в Саратове и его Научно-справочной библиотеки Библиотеки и музеи всегда были призваны открывать, сохранять, приумножать наследие прошлого и настоящего. Общая задача – собирать в фондах и предоставлять культурное наследие пользователям. Они созданы для взаимодействия людей разных поколений, для поисков ответов на вопросы времени. В музеях и библиотеках – сосредоточие духовных ценностей всех поколений. Прообразы музеев – коллекции, которые собирали люди не для утилитарного использования, а для потребности реализации сохранения памяти. Как многие библиотечные фонды образовались при помощи музеев, так и многие музеи были созданы при участии библиотек. История музейного и библиотечного дела доказывает, что библиотеки и музеи изначально неотделимы друг от друга. Их общей задачей является сохранение культурной памяти. Поэтому при музее обязательно есть библиотека, а при библиотеке чаще всего возникают музеи. Сегодня, когда национальная идея стала главной в развитии личности, творческое сотрудничество музея и библиотеки является и неотъемлемой частью их деятельности. В данном сообщении автор на примере совместной деятельности Саратовского музея им. А.Н. Радищева и его научной библиотеки рассказать о точках соприкосновения этой деятельности. Радищевский музей – один из старейших музеев России, а библиотека является его ровесницей. По замыслу основателя музея, известного художника А.П. Боголюбова, музейная библиотека должна была помогать творческим людям и всем, кто интересуется искусством в получении знаний. Собирая для своего музея произведения искусства, Боголюбов также приобретал и издания по истории искусства, художественную литературу, книги по архитектуре и истории. Кроме книг, переданных самим А.П. Боголюбовым, библиотека получила много изданий от известных художников, критиков, издателей, представителей разных слоев общества. В том числе и от Александра III, с которым Боголюбова связывали тесные отношения. Основные задачи музея и его библиотеки – это собирание и хранение культурного наследия. Говоря о собирании, хотелось бы сказать, что библиотека старается комплектоваться в зависимости от направления деятельности музея, от научных интересов его сотрудников. Библиотека должна ясно представлять тематику научных изысканий сотрудников, чтобы правильно давать информацию на разные тематические запросы. Таким образом, библиотека в музее подчинена его задачам и выступает как научно-вспомогательный аппарат для сотрудников и избранных посетителей. Совместная деятельность способствует: - укреплению единого культурного пространства на основе сохранения ценностей и традиций музея; - более полному использованию предметной среды музейных экспозиций и библиотечного фонда; - обеспечению доступности культурных ценностей для широкого круга посетителей музея и библиотеки. Одна из основных задач, как музея, так и научной библиотеки – раскрытие их фондов. И здесь важна экспозиционно-выставочная деятельность. Радищевский музей, кроме музейных экспонатов, обладает богатейшим книжным фондом. Это уникальные отечественные и зарубежные издания XVI-XXI вв. (примеры) Поэтому книга в музее – это и предмет научной обработки фонда, и экспонат, без которого не обходится практически ни одна экспозиция. Кроме того, некоторые издания также входят и в постоянную экспозицию музея. Это раритеты, которые составляют культурное достояние России (например, прижизненное издание книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».1790 г. издания). В последнее время библиотека музея не только участвует своими изданиями в выставках, но и создает свои авторские экспозиции. Так, к юбилею Александра III была создана экспозиция под названием «Александр III и Радищевский музей». Были показаны издания, полученные в дар, как от самого императора, так и по его Высочайшему соизволению из Эрмитажа. Экспозиция была дополнена и музейными экспонатами и документами музейного архива. Авторские выставки экспонировались и в филиалах музея: в Доме-музее В.Э. Борисова-Мусатова и в Энгельсской картинной галерее, в городе Энгельсе, Научная библиотека музея вела большую выставочную работу в музее города Вольска, где показывала книги из своего фонда. Здесь можно говорить о таких выставках как «Древние храмы и церкви России» (рассказ об утраченных храмах России, показаны не только их виды, но и их архитектурные планы и чертежи), « Добрых рук творения» (представлены рисунки, выполненные с натуры учащимися Петербургской Рисовальной школы Общества Поощрения Художеств для специалистов-практиков). Интересны для зрителя были выставки, показанные в региональном музее г. Вольска: «Старая Москва в литографиях Ивана Павлова», «С любовью к природе. Записки анималиста» (Графика XIX в.), «В красках Палеха» (издания, иллюстрированные художниками Палеха). Среди совместных выставок можно назвать такие: «Петр I. Взгляд сквозь века» (были показаны лубки из собрания Д.А. Ровинского), «Охота к перемене мест» (издания о путешествиях) , «Черно-белые истории» (силуэты в книжной и печатной графике и предметы ДПИ), «Картины изменчивого мира»(гравюра укиё-э и предметы ДПИ). (примеры) Письменные источники обладают широкими информационными возможностями. В зависимости от темы экспозиции посетители знакомятся либо с содержанием издания, либо с его оформлением, либо с принадлежностью тому или иному лицу с его автографом. Формы работы библиотеки с посетителями созвучны работе самого музея: это занятия с кружками (детскими, экскурсоводов), экскурсии и методические занятия по выставкам. Музейная библиотека – важная часть музея, научная база его исследовательской, методической, экспозиционной и фондовой работы.

вверх