Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ

21.03.2023 - 23.03.2023

Данные на: 28/4/2024

Общая информация
ДокладчикХрулёва Ирина Юрьевна
Исторический факультет, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
доцент кафедры новой и новейшей истории
+7-925-316-3033
+7499-939-3566
Соавторы докладаЛилия Ахметшина
Название доклада«Историческая и правовая экспертиза в подготовке выставочного проекта, посвященного жизни и творческой деятельности Е.Халдея"
Аннотация (тезисы)28 апреля 2023 года в Государственном Историческом музее откроется выставка, посвященная жизни и творческой деятельности Евгения Халдея, одного из самых известных и узнаваемых фотографов советской эпохи. При подготовке экспозиции кураторы выставки получили возможность ра-ботать с уникальными (нигде ранее не экспонировавшимися) фотодокумен-тами, а также с его дневниковыми записями, которые помогают воссоздать исторический контекст создания той или иной фотографии. Дневниковые записи являются скорее исключением, нежели прави-лом в советский период: дневниковая культура носила не то чтобы лич-ный, скорее сокровенный характер, если человек вел дневник, то писал его “в стол”. Именно поэтому дневник Е.А. Халдея имеет такую ценность. Во-первых, он дошел до нас в идеальной сохранности. Во-вторых, в дневнике описаны события в истории Великой Отечественной войны, которые не по-лучили широкого освещения, например, боевые действия на севере страны. В-третьих, этот источник носит действительно сокровенный характер: роль человека в событиях такого масштаба, взгляд очевидца, описанный не в воспоминаниях, а в момент событий. Заслуживает особого внимания за-пись, сделанная в дневнике 22 июня 1941 года: «Слушал взволновавшую речь тов. Молотова и чувствовал, как холодно становится во всем теле, по-том я не слышал ничего, я запомнил слова и первые строки. Бомбили наши города Киев, Севастополь, Каунас … Мог ли кто-нибудь думать об этом вчера? По дорогам из Минска шли люди, покинувшие свои дома, проснувшиеся от бомб, шли люди, уже потерявшие жен, мужей, детей и стариков, шли люди в нижнем белье… так и не успевшие взять верхнего платья … А там ближе к границе, где вчера еще лежали в секрете погра-ничники, проливались реки крови - это было начало великого сражения русских с немцами. Это было начало Великой Отечественной войны». Фотографические снимки являются документами своей эпохи, кото-рые, по общему правилу, воспринимаются современниками как несущие достоверную информацию, основанную на способности камеры к точной фиксации действительности. От фотографа зависит выбор предмета, мо-мента, пространственных характеристик фотодокументирования, а также возможности внесения изменений в окончательный результат съемки в процессе подготовки к печати снимка. Фотодокументы как изобразитель-ные источники представляют собой статическое отображение события, с одной стороны, и авторское видение зафиксированных событий, с другой. У Евгения Халдея все хрестоматийные образы войны пронизаны не только творческой составляющей, чему нередко служила постановочная часть кад-ра, но и смысловой нагрузкой, в которой каждый для себя услышит отго-лоски тех тяжелых лет войны и долгожданной победы. При подготовке фотографий к выставке, посвященной жизни и твор-ческой деятельности Е.А.Халдея использовались три источника: личный архив Е.Халдея, архив ТАСС, Российского государственного архива кино-фотодокументов. Основная сложность правовой экспертизы заключалась в установле-нии круга лиц, имеющих право на распоряжение объектами авторского права и исследования вопроса принадлежности исключительных прав. Решающим в определении статуса созданного в советский период фо-тографического произведения как объекта принадлежащих определенному лицу интеллектуальных прав либо как имеющего статус общественного до-стояния, является признак создания указанного произведения в связи со служебной деятельностью либо в свободное от работы время. Исходя из общих принципов авторского права, его субъектом являет-ся физическое лицо, однако в отношении фотографических произведений, созданные в советское время, указанное право может принадлежать юриди-ческим лицам. Так, с 1 октября 1964 г. по 3 августа 1992 г. законодатель-ство предусматривало возможность возникновения авторского права у юридических лиц. Хотя действующее законодательство и не признает воз-можность возникновения авторского права у юридических лиц, оно преду-сматривает сохранение авторского права у юридических лиц, которое воз-никло у них по действовавшему ранее законодательству. Так, например, на произведения авторов, созданных в военный и по-слевоенный период, распространяется законодательство, действовавшее в период создания этого произведения, а именно Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 16.05.1928 г. "Основы авторского права", а также Постанов-ления ЦИК СССР №116, СНК СССР №95 от 15 января 1935 г. "Об утвер-ждении Положения о Телеграфном агентстве Союза ССР и телеграфных агентствах союзных республик". В тот период срок пользования авторским правом на фотографиче-ские произведения и на произведения, полученные способами, аналогич-ными с фотографией, устанавливался для отдельных снимков в пять лет, для собраний снимков - в десять, срок действия авторского права после смерти автора переходило к наследникам на 15 лет. Согласно указанным постановлениям ТАСС пользовался всеми правами авторства на информа-цию, распространяемую им при посредстве всех видов связи, согласно действующим законам об авторском праве. Е.А.Халдей в период с октября 1936 г. по октябрь 1948 года работал фотокорреспондентом ТАСС и, соответственно, все фотоснимки, так или иначе связанные с хроникой событий, создавались в порядке исполнения служебных заданий, служебной техникой, в оплаченных командировках. После распада СССР и создания нового законодательства правила ре-гламентирования авторского права изменились. Положениями статьи 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N231-Ф3 "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса РФ, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не ис-тек к 1 января 1993 года. Авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 9 июля 1993 года № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведе-ния, а если оно не было обнародовано, - со дня создания произведения. Таким образом, в отношении созданных в советский период служеб-ных произведений авторские права сохраняются за организацией, в кото-рой работал автор либо ее правопреемником семьдесят лет. Соответственно при экспертизе принадлежности исключительных прав необходимо точно установить обстоятельства создания фотографиче-ского произведения. При этом данная ситуация, ввиду ее нечеткой правовой регламента-ции и необходимостью судебного подтверждения прав зачастую создает конфликт с наследниками авторов произведений. В рамках подготовки выставки было принято решение о дополни-тельной очистке права через Ассоциация Правообладателей по Защите и Управлению Авторскими Правами в Сфере Изобразительного Искусства, организации по коллективному управлению авторскими и смежными пра-вами, с которой наследники автора заключили договор.

вверх