Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:
 
Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гости: Елена Михайлова, Николай Марефев, Вольфганг Бретт

 

Суббота, 20 Мая 2006

К.ЛАРИНА – Добрый день, в студии Ксения Ларина и Ксения Басилашвили, добрый день. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день. 

К.ЛАРИНА – У нас сегодня получается презентация, поскольку мы с музеями Кремля открывает выставку «Кабинет драгоценностей Августа Сильного». 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Выставка потрясающей красоты, она уже работает, очень много людей, в будний день я зашла, все ходят, рассматривают эти шедевры, какие-то невиданные, выставка открылась в Мировареной палате Патриаршего дворца, ее уже можно смотреть, и думаю, что нужно спешить это делать, думаю, нужно представить наших гостей. 

К.ЛАРИНА – Елена Михайлова, старший научный сотрудник музеев московского Кремля, Николай Марефев, художник-реставратор, и Вольфгант Бретт, советник посольства Германии. Я думаю, что надо объяснить откуда приехала коллекция, я думаю, что это должен сделать Вольфгант. 

В.БРЕТТ – Коллекция из собрания драгоценностей в Дрездене, собрание первоначально находилось в замке в Дрездене, но замок разрушился, и поэтому экспонаты переместили сначала в Москву в Ленинград, в 1950-х годах вернули опять в Дрезден, но замок еще не был восстановлен, только после объединения Германии восстановили замок и еле-еле в сентябре будет официальное открытие, до этого события российская общественность имеет возможность смотреть эти экспонаты. 

К.ЛАРИНА – А много экспонатов? 

В.БРЕТТ – Нет, совсем мало, только 38 экспонатов. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – В данном случае берут не количеством, а качеством. 

В.БРЕТТ – Я уже встретил там писателя Приставкина, который сказал, что все уже смотрел в Дрездене, но там не мог сосредоточиться на экспонатах, там еще картины, другие вещи, а здесь в замечательном зале можно концентрированно смотреть и, конечно, это красота. 

К.ЛАРИНА – Давайте немножко поговорим о том, что входит в эту коллекцию. 

Е.МИХАЙЛОВА – Мы благодарны нашим немецким коллегам, которые подобрали прекрасные 38 экспонатов, это, прежде всего, шедевры из ювелирных гарнитуров Августа II и его сына Августа III. Затем, это замечательная ювелирная пластика, замечательные 5 фигурок, эмалевые портреты, великолепные портреты Августа Сильного, Петра I и его сына Алексея Петровича и кабинетные украшения, которые были предметом долгого и страстного собирательства Августа II. Прежде всего, мы поговорим о ювелирных украшениях, ими славятся музеи «Зеленых сводов», свое название они получили по отделки и цвету интерьеров, которые существовали в 16 и 17 веках. То есть там были зеленого цвета капители в колоннах и в основании колонн. Всего ювелирных гарнитуров было 10, и наиболее ценились бриллиантовые гарнитуры, один из них был переделан где-то в 82-89-м году, уже для правнука Августа II. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Что такое гарнитур, это прям от застежки на обуви до ювелирного пера на шляпу? 

Е.МИХАЙЛОВА – Совершенно верно, такие гарнитуры включали несколько десятков предметов. 

К.ЛАРИНА – Что такое аграф? 

Е.МИХАЙЛОВА – Это застежка на треуголку, которая с одной стороны прикалывалась к нижнему краю шляпы, с другой стороны фиксировалась на тульи, пришивалась, внизу был болт и наверху пришивалась. И аграфы сапфировые, бриллиантовые и изумрудные представлены у нас в экспозиции. Обычно они завершаются у нас тремя крупными камнями, которые в какой-то степени напоминают корону. Короны носились в это время лишь в особо торжественных случаях, во время коронаций и других моментах. 

К.ЛАРИНА – А что такое эгрет? 

Е.МИХАЙЛОВА – Это более крупные украшения для треуголки, которые одевались во время охоты и напоминали перо, полураспустившийся цветок, они обязательно дополнялись пучком перьев цапли, вставлявшиеся сзади в специальную золотую трубочку, а спереди они крепились обычно королевской монограммой, как на замечательном эгрете из карнеолового гарнитура очень красивого камня необычного. У нас почти нет вещей из это красивого камня, который, строго говоря, не входит в разряд драгоценных камней, а поделочных, но Август Сильный любил, ценил его, и когда этого материала было достаточно собрано, был сделан великолепный гарнитур, сохранившийся максимально полно из тех семи, что дошли достаточно полно до наших дней сейчас. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, ведь в Москву приехало еще восьмое чудо света. Вот теперь это восьмое чудо света находится в музеях Кремля, в маленькой витрине. 

Е.МИХАЙЛОВА – Аграф с зеленым дрезденским, который является уникальным, самым большим, прозрачным, миндалевидной формы зеленым бриллиантом, весом 41 карат, может быть о нем поподробней расскажет Николай. 

Н.МАРЕФЕВ – Ну, это камень действительно уникальный, такой размер и такой цвет. Зеленый цвет этого камня обусловлен воздействием естественного радиоактивного облучения. Это облучение в природе могло продолжаться миллионы лет, поэтому этот камень действительно уникален и просто второго в природе такого нет. Это действительно одно из чудес света. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А как находил двор Августа Сильного этот камень, как шли поиски, об этом камне было известно, то есть о нем ходили легенды, или это вдруг пошил, нашли, или это приобретали у кого-то? 

Н.МАРЕФЕВ – Ну, да. Об этом камне в отличие о многих других, можно сказать, что он был продан один только раз. В те времена в основном камни поставлялись из Индии, хотя уже на этом рубеже были найдены месторождения и в Бразилии. Скорее всего, этот камень индийского происхождения. В те времена, конечно, такие камни гранились по много лет и вообще… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Гранились, то есть… 

Н.МАРЕФЕВ – Проводилась огранка. Обработка камня со шлифовкой камней, это очень сложный процесс, причем при этом снимается наверняка больше половины: две трети иногда веса камня, это называется выход годного, и камень становится существенно меньше, но зато он получает такие свои свойства, то есть блеск, игру, дисперсию. 

К.ЛАРИНА – 20 каратов это много? 

Е.МИХАЙЛОВА – 20 карат это другой камень и тоже роскошный, включенный в этот аграф, но сам зеленый дрезденский весит 41 карат. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я думаю, что поскольку мы говорим о тех временах, необходимо все-таки к ним вернуться, напомнить, что это было за время, кто это Август Сильный, почему он вдруг стал заниматься сбором кунсткамеры и таких уникальных вещей со всего света. Может быть вы, господин Бретт, сможете ответить на этот вопрос. 

В.БРЕТТ – Он очень любил шедевры такого рода, и, честно говоря, он имел деньги, чтобы купить эти шедевры, потому что эта долгосрочная работа была, мы сегодня представления не имеем, как это могли делать, и, конечно, он сам носил такие шедевры на своей шляпе, и поэтому если сегодня мы видим экспонат, мы думаем, что, наверное, это сделано для женщин, наоборот, это сделано для мужчин, и как я понимаю, у вас в Алмазном фонде хранятся особенно экспонаты для женщин, потому что это традиция в России, поэтому у нас есть такой план, вместе с Кремлевским музеем организовать выставку с женской и с мужской частью. 

К.ЛАРИНА – А как это все перевозится, скажите мне, пожалуйста? Вообще часто выезжают такие драгоценные вещи за пределы Германии? 

В.БРЕТТ – Нет, честно говоря, это очень редко бывает, но до открытия этой выставки были сделаны подходящие выставки в Лондоне и в Париже, но это исключение. Обычно не перевозят и даже детали не хотят открыть, потому что это часть безопасности. 

К.ЛАРИНА – Ну, хотя бы каким видом транспорта? 

В.БРЕТТ – Нет. 

К.ЛАРИНА – А никогда не было случаев похищения, не пробовали похитить какой-нибудь бриллиант из вашей коллекции? 

В.БРЕТТ – Я думаю, что нет, вы знаете, раньше в ГДР, говорили, что если вы трогаете, то вас расстреляют. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А потом, наверное, нужно вспомнить, как эта коллекция уже бывала в СССР после 1945 года, ее вывезли наши войска и все вернули. 

В.БРЕТТ – Да, мы очень благодарны за это, потому что только таким образом сегодня можно общаться, создать музей на старом месте и делать совместные выставки. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И все-таки, Август Сильный, что можно сказать еще об этой личности? 

Е.МИХАЙЛОВА – Он был современником Петра I, они были чем-то похожи, оба красивые, интересные, крупные, обладали недюжинной силой, они дружили, были не только партнерами в политике. Петр не раз приезжал в гости в Саксонию. Август Сильный был вторым сыном, и после смерти своего брата стал курфюрстом Саксонии, в 97-м году добился и польского престола. Но с Польшей всегда было непросто и с помощью поддержки шведского короля Карла XII, Станислав Лещинский стал королем, затем опять корона была возвращена Августу Сильному благодаря поддержке Петра и победе под Полтавой в 1709-м году. Россия всегда предоставляла военную помощь Августу Сильному в это время, и дружба, и взаимные интересы двух государей были очевидны. Петр I, благодаря изучению в 98-м году знаменитой кунсткамеры, принадлежащей курфюрстам Саксонии, загорелся идеей и создал знаменитую кунсткамеру в Санкт-Петербурге. Его интересы были так глубоки, что во время своих визитов в Саксонию в 1711-12 годах, он останавливался у знаменитого придворного и любимого Августом II ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера, чьи шедевры, в основном и представлены на кремлевской выставке. Там в богатом доме злато кузнеца, он ознакомился с такими диковинками как ветрометр, обсерватория, фонтанчик. А его бра, замечательный Мольер воспользовался случаем и написал портрет с натуры в 12-м году, который послужил основой одному из самых натуралистичных портретов Петра, представленных сейчас так же на нашей выставке. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А не из царской ли казны Петр сделал шикарный подарок курфюрсту, я знаю, что он камень ему подарил. 

Е.МИХАЙЛОВА – Да. Во время своего первого визита в Саксонию, он подарил ему огромный, роскошный сапфир в виде носа, который по сей день является одним из украшений зеленого свода, но приобрел ли он его по дороге или привез из России, нам это не известно. 

К.ЛАРИНА – Сейчас мы слушаем новости, а потом продолжим нашу беседу. 

НОВОСТИ 

К.ЛАРИНА – А расскажите нам поподробнее о барочной жемчужине. Я полистала каталог и поняла, что это какая-то уникальная штука. Здесь очень много миниатюр и статуэток, главным здесь является как раз та самая жемчужина, насколько я понимаю. И у меня вопрос сразу такой, дилетантский, конечно же, как и все вопросы, которые мы здесь задаем, это форма настоящая? 

Е.МИХАЙЛОВА – Это настоящая природная форма. 

К.ЛАРИНА – Это природная форма, то есть, никоим образом мастера ее не корректировали. 

Е.МИХАЙЛОВА – Немного корректировали. У жемчужин есть сторона, которой она прикрепляется к створке материнской раковины, она не всегда бывает блестящей, иногда бывает с дефектами и ее каким-то образом, бывает, драпируют, как это случилось с самой большой хранящейся в «Зеленых сводах» жемчужиной, которая стала торсом замечательной фигурки, мавр с угольно-черным лицом, это ее точное название. Так вот спина этого торса драпирована голубым плащом прекрасным. 

К.ЛАРИНА – А в основном они все природные абсолютно. У них такая скульптурная композиция, как будто бы рукой скульптора вылеплена. 

Е.МИХАЙЛОВА – Фантазия мастеров безгранична. Когда они могли увидеть порой в уродливых и странных формах или фигуру святого или, может быть, античный сюжет, фигуру реального животного или фантастического. Здесь есть и фигурка козла и единорога, стражник с алебардой и присевшей, пробегавшей мимо собачкой, мопсом. 

Е.МИХАЙЛОВА – Шли от формы. 

К.ЛАРИНА - То есть нужно завершить то, что заложено от природы. Послушайте, на самом деле это как коряги в лесу мы собираем… 

Е.МИХАЙЛОВА – Совершенно верно. 

К.ЛАРИНА – Только здесь жемчужины. 

Е.МИХАЙЛОВА – Таких фигурок было около 50 у Августа Сильного и в ранней описи начала XVII века их было уже 34, он их любил, собирал, коллекционировал и показывал. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Николай, такие жемчужины – редкость? 

Н.МЕРЕФЕВ – Да, безусловно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Их сложно найти? Я к вам как к ювелиру обращаюсь. 

Н.МЕРЕФЕВ – Их сложно найти, они, в общем-то, штучный товар, их находятся десятками, сотнями, но не больше. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот так вот. 

К.ЛАРИНА – Есть здесь еще какие-то уникальные вещи, на который я обратила внимание. Прошу подробности. Триумфальная композиция с двумя обелисками. 

Е.МИХАЙЛОВА – Это вещь, выполненная вторым придворным ювелиром Августа II, который занял эту должность после Динглингера, Келером. Выполнена она также как и реальные триумфальные композиции по поводу военных торжеств и празднеств, и она является своего рода демонстрацией и способом хранения многочисленных камей, которые Август сильный тоже любил и собирал. Камеями как античными, так и современными ему, покрывались и кубки, которые у нас представлены, один из таких агсбургского мастера Пратча, и стелы и подобные композиции. 

К.ЛАРИНА – Это такая тонкая совсем работа, тут же, я так понимаю, очень много мелких деталей в этом обелиске. 

Е.МИХАЙЛОВА – Безусловно. Они выполнены из эмали, эмаль это такая жидко-стекловидная масса, которой покрывали металлические поверхности, обжигали, это был сложный процесс, и камеи, вырезанные на разнообразных материалах. Тут есть и агаты, и яшмы, есть и аметисты, есть небольшие камеи из горного хрусталя и ими покрыты эти замечательные 3 предмета, завершенные коронами. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Когда мы говорим об этих наборах, это же наборы из каких-то определенных камней, какие именно камни предпочитал Август Сильный и почему? 

Б.МИХАЙЛОВА – Август Сильный как и все правители предпочитал прежде всего бриллианты, алмазы, не ограненные бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, но его отличала от его идеала, Людовика XIV, любовь и к камням цветным, которые мы назвали бы поделочными. У него есть великолепный карнеоловый гарнитур, это разновидность оникса, и есть агатовый гарнитура также, охотничий. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Может быть, о камнях подробнее скажет Николай? 

Н.МЕФЕРЕВ – Есть украшения из оникса… 

К.ЛАРИНА – Вот еще очень красивый черный камень. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Подвеска такая. 

Н.МЕФЕРЕВ – Да, подвеска настенная. Огромный оникс в середине и окружен еще четырьмя ониксами поменьше. Конечно, любили разные камни, но больше всего ценились, конечно, я так предполагаю, бриллианты, потому что в те времена, к сожалению, современники сейчас лишены возможности увидеть эти уникальные бриллианты во всем своем блеске. Для того чтобы увидеть всю красоту, необходимо большое количество точечных источников света, коими раньше были люстры со свечами. 

К.ЛАРИНА – Специальное освещение? 

Н.МЕФЕРЕВ – Да. Вместо электричества раньше просто ставили много свечей в люстры, канделябры, и соответственно камни просто переливались разноцветными огоньками, они обладали такой сумасшедшей игрой. И кроме игры у бриллиантов есть еще такое понятие как дисперсия, это различие показателей преломления для лучей разного цвета. Благодаря дисперсии луч света, проходя через алмаз, разложится на различные цвета радуги, и на выходе можно наблюдать разноцветные огоньки. 

К.ЛАРИНА – То есть лучше всего алмазами любоваться при натуральном свете, при свечах. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И при каких обстоятельствах эти наборы, все от запонок и застежек на башмаках до пера на шляпе, при каких обстоятельствах все это надевалось? 

К.ЛАРИНА – Да каждый день. 

Е.МИХАЙЛОВА – Действительно, надевались эти вещи не каждый день, но часто, эти гарнитуры имели совершенно конкретное практическое применение, каждый день Август II менял их. Например, во время многонедельных свадебных торжеств по случаю бракосочетания своего сына и наследника Августа III и принцессы из дома Габсбургов, длились они действительно на протяжении многих недель осенью в 1719 году, и дважды гарнитур не одевался во время одного длительного торжества. И вот интересный случай произошел с часами, представленными у нас на выставке. Это часы с двумя печатками, как раз из корнеолового гарнитура, который предполагалось одеть 26 сентября или в день рудокопа или дня Сатурна, эти часы, их оборотная сторона украшена большой корнеоловой розеткой с семью цветными благородными камнями с гравированными знаками планет. Планеты покровительствовали алхимикам в их желаниях добыть драгоценные, благородные металлы, а Август Сильный таким образом хотел продемонстрировать всей европейской общественности, собравшейся на торжества, один из источников благополучия, благополучия Саксонии, это горное дело, показать те камни, которые здесь добывались. Но за 7 или 6 дней до этого он надел уже часы во время охоты на водоплавающую птицу и поэтому конкретно в этот день, день рудокопа или Сатурна часы одеты не были. А сделаны он все тем же Иоганом Мельхиором Динглингером, создавшим славу «Зеленым сводам» как сокровищнице драгоценностей, ювелирных украшений. Надо сказать, что Август I выкупил практически все его работы, и они являются ядром сокровищницы зеленых сводов. 

К.ЛАРИНА – Лен, а вот, кстати, об освещении, это тоже интересный момент, каким образом проходит работа по тому, чтобы как можно выгоднее показать экспонат? 

Е.МИХАЙЛОВА – Это действительно очень сложно. 

К.ЛАРИНА – Есть специальный человек, который этим занимается? 

Е.МИХАЙЛОВА – Мы все этим занимаемся, и художники, и экспозиционеры, и реставраторы. Помимо красоты должны быть соблюдены и другие параметры, температурно-влажностный режим. Сложнее всего экспонировать бриллианты, потому что надо не загубить с тем, чтобы они все-таки мерцали, а не смотрелись белым стеклом. Сложнее всего показывать экспонаты из разнообразных материалов собранные воедино. Также как эти фигурки из барочных жемчужин. Есть эмаль, есть и дерево где-то, есть драгоценные камни и перламутр, жемчужина, они требуют определенного уровня освещенности, влажности и температуры. Это достаточно сложно, но мы этого добиваемся. 

К.ЛАРИНА – Давайте мы перейдем к нашей рубрике, которую мы благополучно забыли, анонсы культурные, поскольку там есть куда пригласить и сейчас Ксюша это сделает. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Во-первых, я хочу вас пригласить на юбилейную выставку, о которой мы сейчас говорим «Кабинет драгоценностей Августа Сильного», я напомню, что она работает в Мироваренной палате Патриаршего дворца и продолжает долгосрочную программу «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле», впервые представляет в России около 40 уникальных произведений из богатейшей ювелирной коллекции Европы «Зеленых сводов» Дрездена и выставка эта открыта до 2 августа текущего года. 25 мая уже не в России, а в Йельском центре по изучению британского искусства, это Нью-Хевен, Коннектикут откроется выставка «Британия и Московия. Английское серебро при дворе царей». Она познакомит публику с богатейшим собранием уникальных собраний английского искусства, которые хранятся в музеях Московского Кремля и документов, иллюминированных, то есть иллюстрированных грамот из собрания Российского государственного архива древних актов. Посвящена выставка развитию дипломатических, торговых и культурных стран во второй половине XVI –XVII веков. Музеи Кремля представили на выставке около 100 памятников. Основа экспозиции – это шедевры английского искусства из коллекции художественного серебра и огнестрельного оружия Оружейной палаты. 

К.ЛАРИНА – А я еще раз напомню, что сегодня мы представляем выставку из собрания «Зеленых сводов» Дрездена и у нас в гостях Елена Михайлова, старший научный сотрудник музеев Московского Кремля, художник-реставратор Николай Мерефев, и Вольфганг Бретт, советник посольства Германии. Несколько вопросов от наших слушателей, которые пришли за время нашей программы. «Как называется минерал, которым представлен зеленый камень, о котором вы говорите: «восьмое чудо света», - спрашивает Виктор. 

Н.МЕРЕФЕВ – Минерал называется алмаз. По форме огранки его также можно назвать бриллиантом. 

К.ЛАРИНА – «Спасибо за прекрасную передачу, и поясните, 41 карат в сантиметрах в длину и ширину это сколько, очень хочется себе представить», - пишет Светлана. 

Н.МЕРЕФЕВ – Порядка 1, 5 сантиметров, пожалуй, даже около двух. 

Е.МИХАЙЛОВА – В длину. Бриллиант не ровный, он миндалевидной, грушевидной формы. 

К.ЛАРИНА – «Существует мнение, что некоторые драгоценные камни являются источником радиоактивности, в частности, знаменитый дрезденский зеленый алмаз. Какова степень этой радиоактивности, какова опасность для тех, кто его носит». 

В.БРЕТТ – Насколько я знаю, это правда, но я думаю, что не опасно. Это природная радиация. 

Н.МЕРЕФЕВ - Достаточной радиоактивности у этого камня нет, а вот у современных бывает, современные методы облучения обычно воздействуют только на поверхность камня и бывает остаточная радиация, то природная, поэтому, может быть, этот камень и уникален, что он подвергался радиации на протяжении очень большого периода времени и при радиации происходило какое-то смещение кристаллической решетки и он имеет зеленый цвет на всю глубину в отличие от многих современных камней, потому что сейчас наука действительно научилась с помощью облучения придавать такой цвет, но все-таки это разная радиация, говорят, можно отличить, и я думаю, что никакого остаточного излучения не имеет. 

К.ЛАРИНА – Еще вопрос про барочную жемчужину. В чем ее уникальность? Она ценится выше, чем обычная? 

Н.МЕРЕФЕВ – Во-первых, размер. 

Е.МИХАЙЛОВА – Просто уникальная жемчужина не очень ценится, ценится крупная.

Н.МЕРЕФЕВ – И мастера стараются видеть какую-то форму и соответственно приспособить под эту форму жемчужины создать продолжение какое-то. 

К.ЛАРИНА – Просьба рассказать об оружии, которое представлено на выставке. Замечательно, мы об этом еще не говорили. 

Е.МИХАЙЛОВА – Из оружия представлены шпага и охотничий нож. Собственно это все оружие, которое входило в состав ювелирных гарнитуров. Помимо этого если гарнитур был охотничий, туда мог входить, скажем, и арапник, из длинных предметов это трость, от многих из них сохранились только набалдашники, те вещи, которые не одевались непосредственно на костюм, это, прежде всего табакерки. Но если гарнитуры были универсальные, туда входила как шпага, так и охотничий нож, а если только как корнеоловый охотничий, туда входил только нож. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но как я поняла и нож, и шпага ценны не клинками своими а декорированием, потому что я смотрела на шпагу, она бруснику с молоком напоминает, эта ручка, я не знаю, что там, рубины, бриллианты. 

Е.МИХАЙЛОВА – Агаты. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И сколько там агатов, в этой ручке небольшой? 

Е.МИХАЙЛОВА – Из куска агата сделан эфес и у шпаги, и у ножа. 

К.БАСИЛАШВИЛИ - Кусок агата? 

Е.МИХАЙЛОВА – Да. Не смотря на то, что это достаточно хрупко, потому что это достаточно острый обоюдоострый клинок у шпаги, это оружие могло быть использовано и непосредственно по назначению. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но камни все бы вывалились, если бы его использовали по назначению. Или нет, это все делали так, чтобы это все держалось? 

Е.МИХАЙЛОВА – В общем-то, довольно крепко держалось и кленки там тоже прекрасны, особенно клинок на охотничьем ноже из изумрудного гарнитура. Гравер Баденер выполнил замечательные сцены охоты, одна на излюбленный предмет, на оленя, также там сцены охоты на зайца и на медведя. Перекрестье у эфеса выполнено в виде собак, которые терзают, хватают за уши львов таких несколько фантастических. Это работа Динглингера. Обе шпаги сделаны Иоганом Мельхиором Динглингером. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Мне бы еще хотелось спросить о том, как читалась символика этих нарядов из драгоценных камней, они же одевались каждый раз по разному случаю, здесь и цвет был важен, вы уже об одном таком примере рассказали, предположим, прием посольства, что здесь нужно было одеть обязательно? Это же язык определенный, язык камней. 

Н.МЕРЕФЕВ – Мы, к сожалению, не присутствовали при этих обрядах. Эти гарнитуры, конечно, включали в себя очень много мелких деталей, огромное количество пуговиц, пряжек, табакерок, и так далее. 

К.ЛАРИНА – Здесь, кстати, ордена представлены, ордена-то точно носились, есть польские ордена. Посмотрела орден Белого орла из рубинового орла и это, по-моему, единственная вещь, которая представлена и с обратной стороны. Почему это сделано? 

Е.МИХАЙЛОВА – Потому что этот орден был учрежден Августом II в1705 году, как раз в тот момент, когда он первый раз потерял корону польскую. Для того, чтобы привлечь на свою сторону знатную, состоятельную польскую шляхту был учрежден орден Белого орла, и цвета этого ордена, белый и красный, нашли отражение в создании и звезды, и креста для рубинового гарнитура. Они вошли фактически в состав польского королевского регалийного комплекса – такой статус им придал Август Сильный. Орден состоит из звезды и знака креста, но поскольку он сплошь выложен в данном случае бриллиантами и рубинами, то с оборотной стороны он как раз четко и намечен эмалью. Поэтому эта сторона представлена в каталоге. Увы, на выставке мы ее увидеть не сможем. Это редкий случай, когда 2 ордена носились одновременно. Самый древний в Европе, самый почитаемый орден Золотого Руна был учрежден бургундским герцогом в 1430 годом, потом сложным образом в борьбе за королевство передавалось командорство в этом ордене. Награждены этим орденом были и Август II, и Август III, Август III еще наследником, и они получили право носить его вместе с орденом Белого орла польского. Орден Золотого Руна, сама шкурка выполнена из золота, хорош и красив тем, что в нем использованы 3 очень крупные и редкие шпинели или балэ-рубины. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Рубины. Опять тут не случайно этот цвет. 

Н.МЕРЕФЕВ – Это минерал шпинель, это не рубин. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но цвет красный не случайно. 

Е.МИХАЙЛОВА – Не случайно, не случайно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Символика цвета неизвестна просто? Ну ладно. 

Н.МЕРЕФЕВ – Возможно, для этого ордена подбирались просто самый лучшие камни, потому что, кстати, любопытно, что дрезденский зеленый бриллиант изначально тоже был использован для ордена Золотого Руна. 

Е.МИХАЙЛОВА – Но в бриллиантовом гарнитуре. В каждый гарнитур входил орден Золотого Руна и ордена Белого Орла. То есть каждый из них был выполнен в своей цветовой гамме. 

К.ЛАРИНА – Елен, чем мы ответим дрезденской галерее? Что мы можем показать такое, чтобы все дрезденцы попадали? Мы с таким восторгом говорим об этой, конечно же, уникальной коллекции, но как-то чувство патриотизма начинает уже вибрировать «а мы что же?». 

Н.МЕРЕФЕВ – Ну, нам не стыдно будет, наши выставки пользуются тоже очень большим успехом. 

К.ЛАРИНА – А вы туда возили что-нибудь? 

Н.МЕРЕФЕВ – И Фаберже, и исторические вещи. 

Е.МИХАЙЛОВА – Коллекцию оружия, сохранившиеся ранние ткани уникальные… 

В.БРЕТТ – Можно сказать, что Москва и Дрезден это уникальная пара в Европе, в мире. Если сделать совместную выставку, это событие №1 сразу. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А что-то еще нам из Дрездена приедет? Я имею в виду Дрезденскую художественную галерею. Планируется? 

В.БРЕТТ – Честно говоря, планируется, но еще рано об этом говорить. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Может быть, Рафаэль приедет? 

В.БРЕТТ – По крайней мере, могу сказать, что это тоже личный фактор, генеральный директор господи Род очень сейчас ориентируется на Россию и хочет делать другие выставки, это будет, но подробности еще не могу сказать. Можно еще сказать, что наша выставка – это часть большого юбилея города Дрездена, там отмечается 800-летие, поэтому мы здесь организуем цикл разных мероприятий. Уже открылась эта выставка, «Старые виды Германии» в Музее архитектуры имени Щусева, стоит посмотреть. И еще предстоят 2 театральных события. Во-первых, гала-концерт молодых солистов Земперопер в Новой опере 13 июня, и мини-гастроли дрезденского театра с «Натаном Мудрым» "Шаушпильхаус" в театре на Таганке 3 и 4 июля. Продолжаются практически 3 месяца различные мероприятия. 

К.ЛАРИНА – И последний вопрос, который, конечно же, возникает, как работает, когда работает, продаются ли билеты, думаю, Ксюша сейчас про это скажет. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, билеты продаются, вы можете их приобрести около Кутафьей башни. Выходной день в музеях Московского Кремля четверг, в этот день выставку посмотреть нельзя, в остальные дни вплоть до 2 августа добро пожаловать. 

К.ЛАРИНА – Спасибо большое за интереснейший рассказ, а теперь бегом на выставку. Спасибо 

К.БАСИЛАШВИЛИ - Морской единорог. Место рождения этой изящной фигурки Франкфурт-на-Майне, конец XVII века. Произведение настолько безупречной, такой тонкой работы, что разглядывать, всматриваться в него можно очень долго – наслаждение для глаз. Золотой хвост, будто доставшийся от морского конька завернулся вверх спиралью, серебрится чешуйками голова. Мифологическое животное, установленное на постамент декорированный алмазами, рубинами и миниатюрой, где Персей мчится на пегасе к прикованной на скале Андромеде, чтобы спасти ее от чудища. Создавая своего единорога, мастер шел от формы барочной жемчужины, так называют жемчужины большие, неправильной формы. Они похожи на садовые груши или на камушки пляжные. Тело этого странного существа состоит из двух таких драгоценных камешков, так что природой морской единорог был задуман очень давно, при появлении на свет тех самых жемчужин, которые потом попали в руки ювелиру, а затем шедевр приобрел Август Сильный для своей коллекции. А сейчас вы можете увидеть это произведение в числе других в Кремле на выставке из собрания «Зеленых сводов».

 
вверх