Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:
 
Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Инна Костина

 

Суббота, 6 Ноября 2004

К.ЛАРИНА: 12 часов 16 минут. Я обращаю ваше внимание, что программу «Кремлевские палаты» мы ведем с Басилашвили Ксенией. Ксения, здравствуй! 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Добрый день! 

К.ЛАРИНА: И напомню, что в следующем часе наш гость Олег Басилашвили, поэтому мы всегда рады вашим вопросам, уважаемы друзья! Но это уже ближе к часу дня. А сейчас напомню, что программа «Кремлевские палаты» выходит каждую субботу при содействии музеев Кремля и при участии сотрудников музеев Кремля. И сегодня у нас в гостях Инна Костина – зав. сектора русского художественного металла 18-21 веков, хранитель коллекции серебра и колоколов музеев Кремля. Здравствуйте, Инна Дмитриевна! 

И.КОСТИНА: Добрый день! 

К.ЛАРИНА: Ксюша, по традиции надо сказать, что мы сегодня отдаем. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да-да, конечно, сегодня мы отдаем… Уже действительно складывается такая традиция, что мы стараемся представлять издания, связанные с гостем, который посещает нашу студию. И сегодня это каталог И.Д. Костиной, который как раз и посвящен произведениям московских серебрянников первой половины 18-ого века. Каталог, который проведет вас, представит вам всю полноту коллекции. Хотя Инна Дмитриевна говорит, что здесь даже все-таки не все сюда вошло. Что в этой книге? 

И.КОСТИНА: Нет, далеко не все. Здесь около 400 предметов. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вот так. 

И.КОСТИНА: Светского обихода и культового. Много картинок. Каждый экспонат проиллюстрирован и много картинок в цвете. Кроме того, из каталога можно получить полную информацию о каждой вещи и проследить развитие стиля на протяжении первой половины 18-ого столетия, познакомиться с лучшими московскими мастерами-серебрянниками, которых было достаточно много во все времена в Москве. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Так же по телефону мы разыграем билет в Оружейную палату. Внимание! 

К.ЛАРИНА: Наши радиослушатели так хотели туда попасть! Прямо очереди! 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Поскольку музей Кремля работает в выходные праздники, вот возможность посетить Оружейную палату в том числе. 

И.КОСТИНА: Да, мы очень не любим, когда нас называют «Оружейной». 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, я, так сказать, по-простому. И кроме того на пейджере мы разыграем несколько изданий: это и каталог выставки «Сокровища французской короны», выставки, которая скоро завершится. Проходит она в Успенской звоннице Кремля. Это выставка коллекций Людовика XIV. Это каталог «Шедевры немецкого серебра в Кремле» и издания, которые, может быть, рассчитаны больше на детей, «Сокровища Оружейной палаты», такое популярный очень рассказ о коллекции. 

К.ЛАРИНА: Т.е. такое первое знакомство? 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, первое знакомство. Самостоятельная экскурсия. 

К.ЛАРИНА: А что мы для этого должны сделать, Ксюша? 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Для этого нужно будет ответить на вопросы. Ну, наверное, я думаю, что билет по телефону мы разыграем чуть позже, да? И задаю вопрос, с которым можно будет начинать работать уже прямо сейчас. Мы вас уже спрашивали о том, какие любил драгоценные камни Иван Грозный. Тогда выяснилось совершенно необычное, что он любил сапфиры, оказывается. 

К.ЛАРИНА: Оказывается. Скажи, почему. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Чтобы узнавать, не хотят ли его отравить. Там какая-то сложная система: окунаешь перстень в воду, и если вода мутнеет, то она отравлена. И вообще, сапфир отводит и сглаз, и много-много всего. 

И.КОСТИНА: И избавляет от ночных кошмаров. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Ну, чтобы мальчики кровавые в глазах не появлялись. А теперь мы с вами уже в более такую эпоху спокойную переходим – в эпоху Екатерины Второй. И я вас спрашиваю: какой драгоценный камень был самым популярным в эпоху Екатерины Второй? В принципе, сама Екатерина Великая тоже этот камень любила и украшала им свои наряды и любила носить. Пожалуйста, ответьте: : какой драгоценный камень был самым популярным в эпоху Екатерины Второй. 

К.ЛАРИНА: Пожалуйста, на пейджер: 974-22-22, для абонента «Эхо Москвы». Во второй части программы, после новостей, мы примем телефонный звонок и тот, кто ответит на этот же вопрос правильно по телефону, тот получит как раз вот этот самый каталог замечательный нашей гостьи. И потом, чуть позже, мы отдельно зададим вопрос для тех, кто захочет билет в Оружейную палату. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. 

К.ЛАРИНА: Ну, что. Мы начинаем с шедевров, как обычно. И первый вопрос, опять же традиционный, к нашей гостье: Инна Дмитриевна, ваш любимый экспонат в вашей коллекции. 

И.КОСТИНА: Отвечу, наверное, традиционно, как все хранители, потому что у каждого хранителя все экспонаты любимые. 

К.ЛАРИНА: Так все отвечают, но все равно после этого называют любимый. 

И.КОСТИНА: Ну, трудно сказать. Я, например, очень люблю свой самый большой, самый тяжелый экспонат, который я храню. Поскольку помимо коллекции серебра, я еще храню коллекцию колоколов. И вот, пожалуй, наиболее любимый мне экспонат здесь – Царь Колокол. Ну, рассказывать о нем можно очень долго, потому что действительно уникальный памятник совершенно. Это не только самый большой колокол в мире, самый тяжелый – 200 тонн, кстати, он весит, но и колокол как память своего времени. Он был отлит Анны Иоанновны. Она издала указ об его отливке. Время это было не очень веселое, как мы знаем. 

К.ЛАРИНА: А кстати, вот когда его отливали, были такие планы, сделать именно самый большой, самый тяжелый колокол в мире? 

И.КОСТИНА: Насчет в мире, не знаю, было ли известно, скажем Ивану Моторину о том, какие самые большие колокола существуют в мире. НО была задача, конечно, которой он и следовал: отлить колокол тяжелее предыдущего, потому что он использовал металл предыдущего, разбившегося колокола, который был порядка 8 тысяч пудов, а он замахнулся на 12 тысяч. 

К.ЛАРИНА: Т.е. он предполагал, что это будет действующий колокол? 

И.КОСТИНА: Да, конечно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: А он действительно никогда не звонил? У нас такая заставка идет в нашей программе. 

И.КОСТИНА: Он действительно никогда не звонил. Это колокол с трагической судьбой, к сожалению. Потому что вскоре после отливки, он был отлит в 1735 году, в 1737 году случился в Москве страшный пожар, когда горел буквально весь город и в том числе загорелся Кремль. Колокол еще находился в литейной яме на Ивановской площади в Кремле. Над ямой, естественно, было возведено строение, которое защищало колокол и литейные печи от непогоды. И это строение загорелось, оно упало вниз на колокол. Вокруг колокола стояли леса, так как шла чеканная отделка художественного убранства колокола. И, видимо, колокол раскалился или, возможно, его стали поливать холодной водой, чтобы спасти. Но случилось обратное: в колоколе появилось 10 трещин и откололся большой кусок, весом 11,5 тонн, который сейчас и находится рядом с колоколом. И колокол был испорчен, звонить не мог. 

К.ЛАРИНА: Починить невозможно? 

И.КОСТИНА: Ну, этот вопрос задают очень часто. Ну, теоретически, конечно, можно. Но зачем? Это уже памятник со своей судьбой, памятник истории. И этот вопрос о том, чтобы как бы запаять его, починить, что называется, был поднят еще в 19-ом веке и широко обсуждался в прессе. И большинство все-таки людей высказалось за то, чтобы не трогать колокол. Ну, уж вот такая случилась судьба у этого памятника. Он от этого хуже не стал, в общем-то, оттого, что он не звонил. Ну, не звонил, ну, вот так. Но он прекрасен, потому что это не просто колокол, сам по себе, но это еще и произведение искусств. Ведь над его художественным убранством работал скульптор Федор Медведев, имя которого было неизвестно долгое время. Это скульптор, который получил образование в Италии, благодаря Петру I. В Неаполе он учился, у скульптора Барато, как петровский пенсионер, почти 5 лет. И первоначально украсить колокол предложили главному скульптору России того времени – Варфоломею Растрелли. Но Растрелли запросил такую сумму, которую двор не смог ему заплатить. Просто 8 тысяч рублей - по тем временам – это была колоссальная сумма. И двор решил сэкономить, найти архитектора подешевле. Ну, и вспомнили об этих учениках Барато и пригласили Федора Медведева, который был свободен. И он выполнил весь это художественный декор колокола. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: А где это колокол должен был висеть, на какой башне? 

И.КОСТИНА: Его Моторин мыслил повесить на Успенскую звонницу в Кремле. Как бы он его туда поднял, мы не знаем. Вот, но мысль была такая. Во всяком случае, он даже готовил какие-то чертежи этого проекта. 

К.ЛАРИНА: Вот видите, один вопрос про любимый экспонат, и все равно любимый экспонат оказался действительно самым большим в коллекции у Инны Костиной, в данном случае. А какой шедевр нам будет представлять сегодня Ксюша? 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, мой шедевр в размерах, конечно, уменьшен в десятки раз. Мы его рассмотрели, ну, правда, не под микроскопом, а вполне свободно в одной из витрин Оружейной палаты вместе с Инной Дмитриевной. И вот такой короткий рассказ, короткая встреча с ним. Это Кубок, приз с такой интересной, забавной судьбой. Серьезное увлечение граждан власти отмечали с достоинством, на высоком уровне. Не случайно вензель Екатерины Второй был нанесен на серебряный бокал в почетном центре. А его крышку завершала мини-корона – копия императорской. Более того, статут кубка подчеркивал российский герб – двуглавый орел. Итак, екатерининский вензель, корона, государственный герб, да еще и аллегория трудолюбия и жертвенности, - такое скопление символов на одном кубке. Кому же он принадлежал? Редкий случай в музейной практике, когда известно и имя владельца произведения, и автор его создавший, и событие, в котором эта вещь участвовала. Стоял это кубок на месте центральном в шкафчике дома бригадира Павла Алексеевича Чемоданова. Но это предположение. А вот точно известно, что еще раньше получил он это кубок как приз за участие в скачках 28 июня 1795 года. Впрочем, жюри отметило, в первую очередь, положительные качества его верного друга коня. И, как это не парадоксально, о животном больше информации, чем о хозяине. Жеребец был окраса бурого и качеств спортивных. На скачках, как свидетельствует надпись на кубке, выиграл бокал и приз денежный. Маленькое прямоугольное клеймо на крышке и основание кубка с буквами А.Р. - это подпись автора, московского серебряника Алексея Радкова – мастера универсального, талантливого художника-орнаметалиста, скульптора и ювелира. Известно, что он служил дворецким у графа Владимира Орлова и, видимо, именно ему обязан отменным профессиональным образованием. 

К.ЛАРИНА: Ну, вот закончился рассказ про кубок от Ксюши Басилашвили. Напомним, что сегодня у нас в гостях Инна Костина - зав. сектора русского художественного металла 18-21 веков, хранитель коллекции серебра и колоколов музеев Кремля и в частности Царь Колокола, о котором мы рассказывали в первой части нашей программе. Сейчас у нас новости. Потом мы продолжим передачу «Кремлевские палаты». Ксения подробно вас познакомит с тем, что происходит за кремлевской стеной. И мы разыграем призы и продолжим разговор с нашей гостей. Еще раз напомню пейджер: 974-2222, для абонента «Эхо Москвы» для того, чтобы вы могли передавать свои вопросы Инне Дмитриевне Костиной. 

НОВОСТИ, РЕКЛАМА. 

К.ЛАРИНА: Ну, что ж. Мы продолжаем нашу программу. Сейчас время культурных анонсов, что там происходит за кремлевской стеной, об этом вам расскажет Ксения Басилашвили. А затем мы разыграем порцию подарков для вас. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, во-первых, я хочу напомнить нашим радиослушателям, что выставка «Сокровища французской короны» еще работает в Успенской звоннице Кремля, до закрытия осталось совсем не долго, она продлится до 12 ноября. И после этого коллекция, Людовика XIV, уедет обратно к себе домой в теплые стены Лувра. Ну, а музей Кремля не прекращает работу даже в праздники. Я узнавал у милиции, которая дежурит неусыпно у входа, у военных, что даже 7 ноября музеи будут открыты. И будут работать в обычном режиме, т.е. с 10 утра до 17 часов, кроме четверга. Четверг, как всегда, выходной. Сеансы в Оружейной палате: в 10, 12, 14.30 и 16.30 часов. Вот если вы придете именно к этому времени, вы сможете подойти в кассу и купить билет. И вход туда с Боровицких ворот, это ближе к Каменному мосту. Для первого знакомства с Кремлем и его музеями предлагаются обзорные экскурсии, и они дают общее представление об архитектурном ансамбле Кремля и сокровищах музея. Если вы хотите впервые привести группу школьников, а там, в общем-то, в группе, наверное, будет всего интереснее ходить с экскурсоводом, то предлагаются обзорные экскурсии. Они, конечно, несколько отличаются от экскурсий для всех в будни или экскурсий для взрослых, потому что разработана с учетом возраста учащихся. И вот теперь внимание! Как получить информацию о путевках на обзорные экскурсии и оформить их. Это вы можете сделать в экскурсионном бюро музея, с 10 до 16.30 обращайтесь в бюро экскурсий. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья. По адресу: Москва, ул. Волхонка, дом 3/4. Или по тел: 203-03-49. А теперь вот очень коротко об экскурсиях для детей-школьников с 1 по 11 класс. Там множество предлагается возможностей. Например, первая обзорная экскурсия «Вы пришли в музей». Там дети узнают, почему древнерусскую посуду, трон и старинную одежду называют «памятниками». Более старшие школьники, начиная с 4-ого класса, могут познакомиться с коллекциями музея и узнать, какие художественные мастерские были когда-то в Кремле. Учащиеся 5-7 классов совершат настоящее путешествие в прошлое: экскурсовод расскажет о первом русском царе, о посольском приеме, о царском пиве, - вот уже то, о чем вы немножечко знаете из наших программ, а теперь сможете в живую увидеть. Ну, и так далее. За более подробной информацией обращайтесь в музеи Кремля и в экскурсионное бюро на Волхонке. 

К.ЛАРИНА: Ну, а теперь повторяем вопрос. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Повторяем вопрос: какой драгоценный камень был самым популярным в эпоху Екатерины II. 

К.ЛАРИНА: У нас уже правильные ответы. Я назову имена победителей, которые правильно ответили на пейджер: москвичи Ксения – 524, Игорь – 229, немосквич Алексей, который из Санкт-Петербурга, у него телефон 465. Теперь внимание, телефон 203-1922, тот, кто отвечает на это вопрос по телефону, получает книгу нашей гостьи Инны Дмитриевны Костиной. Может быть, она даже оставит автограф нашим слушателям. 

И.КОСТИНА: С удовольствием. 

К.ЛАРИНА: Итак, 203-1922. Алло, здравствуйте! 

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Мне кажется, что Екатерина не могла не любить алмазы. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Правильно. 

К.ЛАРИНА: Правильно вам кажется. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ура! 

К.ЛАРИНА: Как вас зовут? 

СЛУШАТЕЛЬ: Екатерина. 

К.ЛАРИНА: О! Екатерина! 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Екатерина, а вы тоже любите это камень? 

СЛУШАТЕЛЬ: Очень люблю. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Почему? 

СЛУШАТЕЛЬ: Он красивый, красивее нет. 

К.ЛАРИНА: Ну, у этого камня наверняка есть и другие функции, да? 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Сейчас вы более подробно узнаете, почему этот камень был любимый у Екатерины Великой, Нина Дмитриевна знает секрет. 

К.ЛАРИНА: Екатерина, а вам мы предлагаем телефон оставить, а книгу уникальную вы получаете. Нина Дмитриевна, почему же Екатерина все-таки любила алмаз? 

И.КОСТИНА: Ну, в это время алмаз считали наиболее красивым, потому что появилась более совершенная огранка этого камня. И он стал входить в моду. Это был наиболее дорогой камень, конечно. Естественно, это тоже импонировало многим. Ну, и… 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Престижно, скажем так. 

И.КОСТИНА: Да. И по правилам сам стиль, который существовал в то время, вот этот классицизм, который был в эпоху Екатерины II, он предполагал украшения такими бесцветными, играющими камнями. Поэтому широко использовались всякие бриллианты – ограненные алмазы, и, ну, если не было возможности приобрести их, то пользовались специальными бесцветными стеклами – стразами, которые тоже широко распространены сейчас. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Обманывали, говорили, что это алмазы. 

И.КОСТИНА: Да. 

К.ЛАРИНА: Ну, что. Давайте поговорим немножко о мастерах. Я просто хочу несколько рассказов из вашей книжки, о которой мы уже сегодня говорили, чтобы вы сказали несколько слов о самых ярких личностях этого дела, серебряного. Кого вы бы назвали в числе первых мастеров? Первых я имею в виду по значимости. 

И.КОСТИНА: Среди московских мастеров 18 века, мы говорим о 18-ом веке, было много замечательных мастеров. Они проходили хорошую выучку, учились и у русских мастеров, и у иностранцев, которых в это время привлекалось довольно много в Москву и Петербург. Среди московских мастеров я бы выделила Якова Семенова-Масленникова. Это замечательный ювелир, который делал самые разнообразные вещи, который был чеканщиком превосходным. 

К.ЛАРИНА: Вот вопрос по ходу: у них была узкая специализация или диапазон был огромный у мастеров по металлу драгоценному? 

И.КОСТИНА: Огромный диапазон был у немногих. В основном, конечно, специализация была узкая. Были граверы, которые умели гравировать. Были сканьщики, которые делали скань филигранно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Т.е. каждая вещь маленькая делалась как настоящий фильм или спектакль. Если сравнивать с производством, которое сегодня существует, чтобы это было понятно. В создании каждой вещи участвовало несколько человек. 

И.КОСТИНА: Это не всегда. Иногда это был один человек. 

К.ЛАРИНА: Ну, да. Мастер-то был один, идея-то была одного. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Были ювелир, который делал эмаль. Был ювелир, который украшал это блюдо драгоценными камнями. 

И.КОСТИНА: Нередко было так, что одну вещь выполняло несколько мастер. Но всегда был главный, основной, который привлекал других. 

К.ЛАРИНА: Художественный руководитель. 

И.КОСТИНА: Да. Он уже заказывал, говорил, какой ему нужно формы, какой цвет, какой сюжет, какие-то детали. 

К.ЛАРИНА: Но они все были людьми подневольными, да? Или свободными, как западноевропейские, о которых мы говорили в прошлый раз? 

И.КОСТИНА: Было по-разному в 18-ом столетии. Были и подневольные мастера, крепостные. Было много мастеров свободных, и таких было большинство. Потому что серебряное и ювелирное дело – это очень специфические занятия. 

К.ЛАРИНА: А миниатюрой кто занимался, совсем маленькими ювелирными изделиями? Были конкретные такие мастера? 

И.КОСТИНА: Были такие мастера, которые специализировались на конкретном виде изделий. Были мастера-пуговишники, которые делали серебряные пуговицы. Были мастера, которые делали крупное дело, как они сами говорили, которые делали крупные предметы. Были ювелиры, которые делали колечки, браслетики, сережки. 

К.ЛАРИНА: А какие- то заказы были? Например, сделать какой-то подарок специально, который будет подарен какому-то специальному человеку? 

И.КОСТИНА: Ну, в основном все делали по западному образцу. Смотря, кому подарок. Если вы имеете в виду царский подарок… 

К.ЛАРИНА: Да, царский подарок. 

И.КОСТИНА: То я не слышала о таких заказах, чтобы были заказы русским мастерам и что дарили что-то из серебра. Наверное, в это не было необходимости в 18-ом веке. Предпочитали какие-то другие подарки иностранцам. 

К.ЛАРИНА: Инна Дмитриевна, давайте мы оставим 18-ый век и обратимся к эпохе немного ранее, да? Где эти мастерские серебряников располагались? Прямо на территории Кремля? Или был какой-то специальный квартал в Москве, где жили такие мастера, которые делали эти предметы? 

И.КОСТИНА: Ну, при дворе существовали ювелирные мастерские в 17-ом веке. Это Серебряная и Золотая палата, где трудились мастерские. 

К.ЛАРИНА: Т.е. за кремлевской стеной, да? 

И.КОСТИНА: Ну, в основном, да. В основном, да, за кремлевской стеной. Они даже дом могли там заводить. А остальные мастера, ведь потребность в ювелирных украшениях, серебряной посуде была не только у двора, но и у другой части населения, обеспеченной и не очень. И в Москве существовал там, где сейчас ГУМ, серебряный ряд. И там торговали торговцы серебряным товаром. 

К.ЛАРИНА: У нас есть Серебряный переулок в Москве. Он имеет отношение к серебряникам? 

И.КОСТИНА: Думаю, что да. И там располагались лавки торговцев, и продавать серебряные изделия можно было только там. Если продавал серебряную вещь в другом месте, то это каралось законом. 

К.ЛАРИНА: У нас очень много вопросов к нашей гостье. Давайте я несколько из них прочту. Например, «сколько сейчас в московском Кремле действующих колоколов?», - спрашивает Елена. 

И.КОСТИНА: Ну, на Кремлевской звоннице, я не имею в виду Спасскую башню, действующих старых колоколов девятнадцать, еще 2 новых колокола. 

К.ЛАРИНА: Они работают? Звонят? 

И.КОСТИНА: Да. 

К.ЛАРИНА: А когда их можно услышать? Потому что я так понимаю, что только по большим праздникам или каждое воскресенье. 

И.КОСТИНА: Нет, не каждое воскресенье. Они звонят во время торжественных служб, которые проходят в соборах Кремля: в Успенском или Архангельском соборах Кремля. И в таких случаях службы начинается, сопровождается, заканчивается служба звоном колоколов. 

К.ЛАРИНА: Ну, это музейные экспонаты? А то обычно к нам приходят музейные работники и говорят, что к музейным экспонатам они не притрагиваются. А это как раз тот случай, когда их не просто трогают, а активно бьют. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это фонограмма. 

И.КОСТИНА: Нет, это не фонограмма. 

К.ЛАРИНА: Мы не можем потерять достояние таким образом? 

И.КОСТИНА: Такая опасность, к сожалению, существует, конечно. Тем более, что наша коллекция колоколов уникальная, старая, преобладают старые колокола. Есть колокола 16, 17 веков. Самый большой колокол 19-ого века, первой четверти. Самый большой действующий – это 65 тонн. Вот поэтому в эти колокола звонят с большой осторожностью. На некоторые колокола даже повешены языки более легкие, чем висели для того, чтобы не разбить колокол. Потому что колокола, как правило, рано или поздно разбивались. И разбивались по разным причинам: оттого, что уставал металл, оттого, что язык колокола оказался не так подвешен, бил не в ту точку, в которую надо. И поэтому многие колокола уже погибли. 

К.ЛАРИНА: Понятно. Ну, Ксюша, давай вопрос зададим нашим слушателям. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, конечно. Вопрос как раз такой колокольный: какому колоколу вырвали язык после Чумного бунта 1771 года? 

К.ЛАРИНА: Какое страшное выражение: колоколу вырвали язык. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Мы знаем, что при Иване Грозном он наказывал колокола, когда обижался на них. 

К.ЛАРИНА: А за что? 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, вот за то, что звал на бунт. В данном случае это Чумной бунт 1771 года. Вот назовите просто имя этого колокола, потому что мы знаем, что каждый колокол имеет имя. В том числе и те колокола, которые в Кремле, они тоже имеют такие названия. 

К.ЛАРИНА: Иван Грозный вырвал ему язык? 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет. Это было уже позже, в 1771 году. Это уже при Екатерине II было. 

К.ЛАРИНА: Итак, какому же колоколу вырвали язык. Пожалуйста, 203-1922, кто отвечает, тот получает билет в Оружейную палату. Алло, здравствуйте! 

СЛУШАТЕЛЬ: Я думаю, что это колокол с колокольни Ивана Великого. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет. 

К.ЛАРИНА: Нет. Имя, сестра! Вот Ксюша очень точно задала вопрос. Вы знаете, имя надо назвать. Давайте попробуем еще. 203-1922, здравствуйте! 

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Меня Сергей зовут. Мне кажется, что это колокол Сысой. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, вы знаете, не Сысой. Вот вам всем слушателям такая подсказка: удар в этот колокол объясняет название. 

К.ЛАРИНА: У нас уже есть правильный ответ на пейджере. Но давайте еще раз попробуем: 203-1922. Алло, здравствуйте! 

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Может быть, Набат? 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Совершенно верно. А как вас зовут? 

СЛУШАТЕЛЬ: Владимир. 

К.ЛАРИНА: Ну, пойдете в Оружейную палату? 

СЛУШАТЕЛЬ: С удовольствием. 

К.ЛАРИНА: Прекрасно. Оставляйте свой телефон. Вы совершенно это Набат. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Набатный колокол. Там какие-то были еще вопросы. 

К.ЛАРИНА: Да, вопросы, связанные с посещением музеев Кремля. «Можно ли пройти на территорию Кремля без экскурсий и просто погулять, и в какие дни», - спрашивает Мария Ивановна. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вот вы знаете что? Я говорила с сотрудниками музеев Кремля, и они все сожалеют, что, к сожалению, в последнее время это осложнилось. Т.е. этого сделать нельзя. Можно пройти только с экскурсией. Хотя еще несколько месяцев назад действительно можно было купить такой входной билет и просто погулять по музеям, по территориям. 

К.ЛАРИНА: А что случилось? Почему все закрывается? 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Не знаю. Понимаете, там находятся особо важные люди. 

К.ЛАРИНА: Надо выселять срочно оттуда правительство, на самом деле. Это историческая зона, в конце концов. Давайте выберем, что важнее для нас. В Версале же не живет Ширак, в конце концов, ведь правда?! 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, не живет. 

К.ЛАРИНА: «С какого возраста детям можно посещать Оружейную палату», - спрашивает Ирина и, видимо, сын ее Даниил, которому всего 4 года. 

И.КОСТИНА: С любого возраста к нам практически приходят, приходят даже с грудниками. 

К.ЛАРИНА: т.е. вы пускаете, не говорите: нельзя, тише. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: С колясками приходят молодые мамы, я видела, с маленькими сидячими колясками. И даже не только с сидячими, по-моему, пускают. 

К.ЛАРИНА: Так, ну, про звонницу мы с вами ответили, что туда, к сожалению, попасть невозможно. «Прошу вас сказать о часах и днях работы музеев Кремля, о льготах для пенсионеров, если они существуют», - просит Ирина. 

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, льготы существуют действительно для льготных групп, для пенсионеров скидки большие, до 50-30 рублей. Выходным днем Кремля является четверг. В этот день музей закрыт для посетителей. Часы работы: с 10 до 17 ежедневно, кроме четверга. 

К.ЛАРИНА: Пришло время очередной истории от Сергея Бунтмана. Видимо, на этом мы уже закончим нашу сегодняшнюю программу. У нас сегодня в гостях, напомним, Инна Костина - зав. сектора русского художественного металла 18-21 веков, хранитель коллекции серебра и колоколов музеев Кремля. Надеюсь, что не в последний раз. Приходите к нам еще, пожалуйста. И напомню, что передача «Кремлевские палаты» выходит каждую субботу.

 
вверх