Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:
 
Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Марина Ракитина

 

Суббота, 14 Января 2006

К.ЛАРИНА – Ну, что же, начинаем нашу программу "Кремлевские палаты", здесь в студии Ксения Ларина, Ксения Басилашвили. Ксюша, еще раз приветствую тебя. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день. 

К.ЛАРИНА – в гостях у нас сегодня Марина Ратикина, старший научный сотрудник музеев московского Кремля. Добрый день. 

М.РАКИТИНА – Добрый день. 

К.ЛАРИНА – Марина будет нашим гидом по Кремлю 15 века. Мы сегодня отправляемся в далекое прошлое. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я думаю, что нам сейчас надо оглядеться вокруг, мы начинаем такие серии экскурсий в нашей программе и накладываем на современную карту Кремля, нам знакомую, поскольку мы обходили его и вдоль, и поперек, и вглубь, вот теперь мы начинаем накладывать на современную карту Кремля другие карты, карты других эпох, других времен, карты каких-то мастерских и сравниваем, что изменилось, как было тогда, что сейчас. И вот мы отправляемся в 15 век. 

М.РАКИТИНА – Я думаю, что мы сначала попробуем пройти вдоль стен Кремля и заглянуть внутрь через разные кремлевские ворота, и начнем мы, наверное, с боровицких ворот, которые находятся ближе всего к Москве-реке. Там нас ждет картина бурной хозяйственной жизни, потому что за стенами, в этой части Кремля, находились царские конюшни, находились разные хозяйственные помещения, запасы, и через эти ворота въезжали телеги со всем необходимым, входили купеческие обозы, чтобы доставить все припасы. Этим входом не пользовались как парадным, и документы даже говорят о том, что однажды великий князь Василий III возвращался в Москву тяжело больным, и чтобы его не видели москвичи и тем более иностранные гости, он приказал завести себя в Кремль как раз через Боровицкие ворота. Но зато здесь бы мы увидели одну из самых старых церквей Москвы – Иоанна Предтечи под Буром, вот именно от этого Бура произошло название Боровицкой башни и считается, что когда-то, еще в 12 веке этот сосновый бор пошел на строительство первых стен и башен Кремля. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть это был такой шумный вход. 

М.РАКИТИНА – Ну, это был шумный и неофициальный вход, где пожалуй, меньше всего соблюдались формальности. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И все жители города могли войти спокойно? 

М.РАКИТИНА – Разумеется, потому что Кремль был обычной частью города, и там шла такая же жизнь, как и за городскими стенами. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Как же они все разъезжались в этих узких воротах? 

М.РАКИТИНА – Ну, движение регулировалось естественным путем, так что заезжали и выезжали, пробок не было. А если бы мы пошли дальше через другие ворота, Троицкие, то сначала бы перешли мост через реку Неглинную и попали бы уже в другую часть Кремля, здесь находилось подворье одного из монастырей – Троицкого, который дал название Троицкой башне. Затем, там, в сторону, где находится нынешнее здание арсенала, там находились хлебные амбары, потому что на случай осады в Кремле всегда находились большие запасы продовольствия, но это был уже вход более официальный, те, кто шел в Кремль на работу, это были служащие царского дворца, это были дьяки Кремлевских приказов и все связанные с государственным управлением, они обычно шли через эти ворота. И так же гости, которые направлялись на двор патриарха или во дворец цариц и царевен, они тоже входили через Троицкие ворота, и, проходя дальше, они могли попасть на Ивановскую площадь, где шла официальная жизнь, где зачитывались указы, где объявляли о различных государевых пожалованиях и опалах, где искали себе работу и так далее. 

К.ЛАРИНА – А торговая там какая-нибудь была? 

М.РАКИТИНА – А торговая улица шла как раз вдоль этих амбаров, это, собственно говоря, Никольская улица, потому что она не прерывалась на месте здания нынешнего Исторического музея, она шла дальше, она шла за стенами Кремля и именно через Никольские ворота в Кремль въезжали купцы, здесь находились лавки, где можно было купить все необходимое москвичам. Ну и, наконец, самые парадные ворота Кремля – Спасские, через них въезжал государь, через них из Кремля выходило царское войско, только через Спасские ворота в Кремль попадали иностранные гости и простые люди, если ехали через Спасские ворота, они должны были сойти с коней и обязательно снять головные уборы, потому что в шапке не разрешалось проезжать не Спасскую башню. 

К.ЛАРИНА – Но все-таки простому человеку разрешалось проехать. 

М.РАКИТИНА – Да, простому человеку еще в 1918 году пока Кремль еще не стал резиденцией советского правительства, точно так же, на телеге верхом или пешком, пройти в Кремль. В Кремле жили люди, в Кремле в древности были боярские подворья, то есть там были сады, дворы, все необходимое, все службы, соответственно все слуги, и все они тоже направлялись в Кремль. И еще во времена Екатерины II находились в Кремле некоторые палаты частные, где жили представители знати. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Хотелось бы вернуться к 15 веку, конечно, никакая эпоха не будет нами полностью исследована, если мы не назовем те личности, которые во главе стояли и тех, кто сидел в Кремле именно в это время. 

М.РАКИТИНА – Ну, конечно же, самая яркая личность этого времени, это великий князь Иван III, по сути дела один из объединителей русского государства, при котором соединились главные русские области: Москва, Тверь и Новгород, что положило начало созданию единого русского государства. При ней приглашены в Москву были иностранные мастера, итальянцы, которые построили значительную часть нынешних Кремлевских построек, стены и башни Кремля – это тоже работа итальянских мастеров, и все это заслуга великого князя Ивана III. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А когда это началось примерно? 

М.РАКИТИНА – Ну вот, первый из мастеров приехал в Россию в 1475 году, через несколько лет после того, как Иван III женился на византийской принцессе Софье Палеолог, но есть упоминания и о том, что и раньше приезжали в Москву какие-то иноземцы, которые руководили строительством, но вот, пожалуй, самый известный мастер – Аристотель Феорованти, который сразу же преступил к строительству Успенского собора. 

К.ЛАРИНА – А где жили люди, которые приезжали на работу? 

М.РАКИТИНА – Они жили там же в Кремле, они получали себе территорию для строительства подворья и возводили себе там свои палаты и жили со своим двором. 

К.ЛАРИНА – А когда они уезжали, кто оставался там жить? 

М.РАКИТИНА – Ну вы знаете, если у владельца такого дома не оставалось наследника то он переходил, конечно, в княжескую казну и его могли пожаловать следующему, кто приедет, а если были наследники, если это было частное владение, пожалуйста, его можно было продать любому, кто пожелал бы это купить. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть, как я понимаю, если мы сейчас приближаемся к Кремлевским стенам, то мы, прежде всего, слышим шум строительства, и такое обновление строительство Кремля, это, наверное, было основным впечатлением тех, кто въезжал через любые ворота, потому что все строилось. 

М.РАКИТИНА – Я думаю, что да, потому что особенно интенсивно шло строительство каменное, потому что кроме тех 10 лет, что строились Кремлевские стены и башни, еще в течении многих десятилетий строились соборы, но самым долгостроем, как ни странно, оказался княжеский дворец, его строили очень долго, начали с Грановитой палаты, с ней уложились всего за 4 года, потом жилые помещения строились долго и великий князь Иван III так и не смог справить новоселье в новом дворце, это сделал уже его приемник. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А если мы опять вернемся к Боровицким воротам, и поподробнее обследуем хозяйственную часть, вошли в Боровицкие ворота и налево, там эта хозяйственная часть. 

М.РАКИТИНА – К сожалению, не сохранились, естественно, подробные описания царских конюшен, потому что никто из иностранных послов по этим конюшням не гулял, а русским людям в голову не приходило описывать то, что и так всем известно и понятно. Известно только, что конюшни эти имели, так сказать, свои филиалы за стенами Кремля, потому что не десятки, а сотни и даже тысячи коней находились в распоряжении великого князя и только часть из них находилась в Кремле, а другие размещались по дворам разбросанным по всей Москве. А дальше, если бы мы двигались в сторону Соборной площади, там находились хозяйственные постройки княжеского дворца, там находились кухни, различные палаты, где хранились припасы. Это было очень сложно, холодильников не было, поэтому для хранения припасов нужен был глубокий каменный погреб. В документах описываются палаты, где солили кабанов, где ставили квас или пиво, все это должно было храниться в холоде. И к концу 17 века, говорится, что этих палат было около тысячи. Огромное количество этих подсобных хозяйственных помещений для разных целей. 

НОВОСТИ 

К.ЛАРИНА – Это уже не XV век, а век XXI, судя по всему. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но тоже связанный с экскурсами в другие эпохи. Спешите видеть последнюю неделю в Оружейной палате работает выставка «Награды внешней разведки», в витринах около 120 мемориальных предметов, в том числе вещи, лично принадлежавшие разведчикам. До 22 января в Одностолпной палате открыта для посетителей выставка «Премудрая Двоица», она подробно рассказывает об относительно мирном периоде отношений духовной и светской власти в XVII веке, как мы понимаем, это царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Кстати, представленные экспонаты весьма недвусмысленно показывают просвещенность духовного деятеля православной церкви, но и его неравнодушие к уютным и удобным вещам светского быта. Не забывайте о выставке «Посольские дары», она до 5 февраля ежедневно, кроме четверга открыта в залах Успенской звонницы. Да, хотели угодить царству Российскому, уважали и боялись, такой именно вывод у меня родился после просмотра ценностей некогда внесенных дипломатами к царскому двору, так при нем и оставшихся, составили бы сокровищницу любого престижного музея мира. А в Оружейной палате продолжается традиционный фестиваль «Рождество в Кремле» под руководством художественного руководителя оркестра Кремля Миши Рахлевского, ближайший концерт сегодня, 17 и 18 января, начало в 19:00, билеты в кассах музея, рекомендую, музыка в музейных интерьерах, очень необычное впечатление. 

К.ЛАРИНА – А что касается колокольни Ивана Великого, сам музей обещают открыть в марте, как раз к юбилею. 

М.РАКИТИНА – У нас интенсивно ведутся строительные работы, сейчас вся колокольня закрыта лесами, но здесь есть еще некоторые вопросы, которые надо уладить с комендатурой, это вопросы безопасности: на какую высоту позволят подниматься посетителям, что будет открыто для осмотра. 

К.ЛАРИНА – Алексей Левыкин в прошлой программе говорил, что, наверное, на высоте первого уровня остановится экскурсионная часть, но при этом он сказал, что этого будет достаточно, чтобы увидеть роскошную панораму даже с этой высоты. 

М.РАКИТИНА – Как ни странно, действительно так оно и есть. Хотя это не такая большая высота, но оттуда открывается замечательный вид практически на весь исторический центр Москвы и всю старую застройку с первого яруса колокольни уже видно очень хорошо. 

К.ЛАРИНА – Поскольку колокольня Ивана Великого названа в часть Ивана Лествиничника, я хотела бы, чтобы Марина несколько слов сказала про этого святого, поскольку интересно, что это за персонаж такой. 

М.РАКИТИНА – Да, разумеется, скажу. Дело в том, что до времен Петра Первого была традиция строить церкви названные в честь святых покровителей того или иного государя, и Петр следовал этой традиции уже в Петербурге, когда построил Петропавловский собор и с самых первых дней существования Москвы эта традиция была и покровителем одного из первых князей, Ивана Калиты был этот святой Иван Лествиничник. Это достаточно редкий святой, потому что есть еще большое количество других святых Иванов, и у Ивана Грозного был другой Иван покровитель. Иван Калита построил церковь в честь своего святого, и потом именно эта церковь превратилась в колокольню. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Он, по-моему, не случайно назван Лествиничником, да? 

М.РАКИТИНА – Он был монахом, и его главное сочинение – это «Лестница», которая рассказывала о ступенях духовного совершенства, поэтому в русских монастырях это сочинение знали очень хорошо. 

К.ЛАРИНА – Все башни Кремля были построены при Иване III, и только одна была построена позже. Как она называется? 

М.РАКИТИНА – Вообще-то 2 башни построены позже. Это Кутафья и Царская башня. Все Кремлевские стены с башнями были построены, как я уже сказала, в течение всего 10 лет, в конце XV века, но потом решили их укрепить. И решили укрепить Троицкую башню при Великом князе Василии III, сделали мост через Неглинную, и этот мост стала защищать башня, которая сохранилась до наших дней, башня Кутафья, через которую посетители обычно идут на Кремлевские Елки и на концерты в Государственный Кремлевский Дворец. А ещё на Кремлевских стенах со стороны Красной площади обычно ставили деревянный шатер для того, чтобы царская семья могла туда подняться и наблюдать за торжествами, которые проходили на Красной площади. И этот шатер в конце XVII века перестроили в каменный, и получилась небольшая башенка, получившая название Царской, вообще она, строго говоря, к башням не относится, это небольшая надстройка на стене, в виде красочного нарядного шатра. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Она сохранилась? 

М.РАКИТИНА – Да, она сохранилась. Она находится слева от Спасской башни со стороны Красной площади. 

К.ЛАРИНА – Что же, наш пейджер свободен теперь для ваших вопросов. Напомню номер: 725-66-33, если Вас что-то конкретное интересует, присылайте Ваши вопросы нашей гостье Марине Ракитиной, старшему научному сотруднику музеев Московского Кремля, а мы пойдем дальше. Вопрос, который я хотела задать: когда появилась первая карта Кремля? Что-нибудь сохранилось из первых Кремлевских карт? 

М.РАКИТИНА – Да, сохранились, потому что иностранные послы, которые прибывали в Россию, они обычно привозили с собой художника, чтобы тот запечатлел основные этапы путешествия, и эти художники оставили первые планы схематические Московского Кремля, и относятся они, вероятно, к XVI веку, и затем говорится, что при Борисе Годунове, уже в конце XVI столетия был создан подробный план Москвы и даже считается, что сын Бориса Годунова, царевич Федор, когда изучал географию, самолично нарисовал один из таких планов. Но, к сожалению, планы, дошедшие до нас, не подписаны точно, поэтому мы можем только догадываться, какой из них относится к какому времени. 

К.ЛАРИНА – А в музеях можно увидеть первые Кремлевские карты? 

М.РАКИТИНА – В нашем собрании их нет, они находятся в архивах и библиотеках. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Как тогда восстанавливали облик Кремля XV века, по каким-то сохранившимся описаниям, воспоминаниям, может быть? 

М.РАКИТИНА – По сохранившимся описаниям иностранных послов, по различным чертежам, которые были сделаны уже в более позднее время, например в XVII веке, ну и даже по археологическим раскопкам, когда находятся детали от прежних построек, это позволяет установить былой облик тех или иных сооружений. 

К.ЛАРИНА – А чего мы сейчас не досчитаемся из того, что было в XV веке? Кроме конюшен, что еще исчезло? 

М.РАКИТИНА – Самая большая потеря Кремля произошло в 30-ые годы XX века, когда были разобраны 2 монастыря: Чудов и Вознесенский. Вознесенский монастырь – одна из самых тяжелых потерь, потому что это была усыпальница цариц и царевен, все жены русских государей: Софья Палеолог и Наталья Нарышкина, мать Петра, были похоронены в соборе этого монастыря. 

К.ЛАРИНА – А что с ним случилось? Его взорвали? 

М.РАКИТИНА – Да, его снесли. 

К.ЛАРИНА – Вместе с усыпальницей? 

М.РАКИТИНА – Нет, слава богу, нет, потому что эти захоронения были вынесены оттуда, они сейчас помещены в подклеть Архангельского собора и похоже эти захоронения будут скоро открыты для доступа, там будет сооружены подземная часовня, все саркофаги будут приведены в порядок, а сейчас наши археологи ведут исследование этих границ, оно уже практически завершено. В результате этого исследования были выполнены портреты некоторых знаменитых государынь, в том числе Софьи Палеолог и Ирины Годуновой, насколько я знаю, сейчас ведутся работы уже над посл6едними портретами, это сестры Петра Первого. 

К.ЛАРИНА – А храм невозможно восстановить? 

М.РАКИТИНА – Храм, я думаю, восстановить невозможно. На его месте находятся сейчас другие постройки около Спасской башни, и вряд ли в ближайшее время станет вопрос о восстановлении этого здания. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Мне хотелось бы узнать, кто в XV веке кроме руководящих людей имел право проживать в Кремле. Вы сказали, архитекторы, но были ли там жилые дома? 

М.РАКИТИНА – Да, были. Известно, что Кремль – это была обычная часть города с улицами и переулками, там находились боярские усадьбы, там находились лавки, в этих лавках купцы могли жить, и как ни странно, первая жилая постройка в Кремле – это не княжеский дворец, а палаты некоего купца Тараканова. Он сумел раньше построить себе каменный особняк. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Это была сеть улиц? 

М.РАКИТИНА – Да, это была сеть улиц, следы которых можно увидеть на нынешней карте Кремля, в частности следы этой бывшей Никольской улицы. 

К.ЛАРИНА – Как они назывались в то время, улицы? 

М.РАКИТИНА – Улицы назывались обычно по расположенным вблизи них сооружениям. Была дворцовая улица, которая вела к царскому дворцу, была Никольская улица, были в Кремле площади, была в Кремле Троицкая площадь около Спасской башни, и было множество других площадей и улиц, названия которых до нас дошли. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я так понимаю, в XV веке все-таки сложилось, условно говоря, 3 части в Кремле: часть хозяйственная, эти конюшни, там, где засолы всякие делались, потом Троицкая уже более официальная, и совсем официальная - Спасская. Они пересекались, эти части? 

М.РАКИТИНА – Естественно, эти части пересекались, потому что Спасские ворота – это был только путь в центр Кремля, а в центре Кремля Соборная площадь , выходящие на нее здания – это соборы, главные святыни Московского государства, и это, конечно, княжеский, а потом царский дворец, он-то и был как раз самым труднодоступным зданием в Кремле. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть потенциально челом бить князю мог каждый. 

М.РАКИТИНА – Потенциально мог. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Можно встретиться. 

М.РАКИТИНА – Можно было. И один из иностранцев даже описывает, как он одел русскую одежду и пошел гулять по царскому дворцу. Он видел, как государь встречался со своими оружейниками, обсуждал с ними новое оружие, и ни одна стража его не остановила, погуляв по дворцу, он вернулся к себе. 

К.ЛАРИНА – Чьи еще свидетельства очевидцев XV века сохранились? 

М.РАКИТИНА – В XV веке наши связи с европейскими государствами только начали завязываться, к нам приезжали австрийские послы, послы из различных немецких земель, но их описания не столь подробны. А вот одно из самых интересных описаний было сделано в начале XVI века, австрийский посол Сигизмунд Герберштейн владел русским языком, поэтому ему можно было общаться со всеми обитателями Кремля, и его описания особенно подробны, но это чуточку более позднее время. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А что в этих описаниях самое яркое? 

М.РАКИТИНА – Там его беседа с Великим князем Василием III, отцом Ивана Грозного, во время пира, когда они обсуждали вопрос бритья бороды, и спрашивал Великий князь посла, брил ли тот бороду, и сам признался, что, чтобы угодить молодой жене, он тоже бороду сбрил. 

К.ЛАРИНА – Вопрос от Ирины: «Кто расписывал внутренние интерьеры залов Георгиевского и Андреевского?» 

М.РАКИТИНА – Внутренние интерьеры Георгиевского зала в Большом Кремлевском Дворце вообще не расписаны, и росписи не имеют, и никогда не было. И в Андреевском зале, насколько я знаю, единственное, что есть – это изображение гербов русских городов. Поэтому росписей как таковых там нет, а все работы по восстановлению этого зала проводили художники из семьи Глазуновых. 

К.ЛАРИНА – Мы очень много внимания уделяем архитекторам, а про художников очень мало говорим в наших программах. Кого бы вы назвали, кто бы работал именно в качестве художников в различных залах и соборах. 

М.РАКИТИНА – Начнем мы, во-первых, конечно, с Андрея Рублева, который выполнял в начале XV века иконостасы для тех соборов, которые сейчас не сохранились. 

К.ЛАРИНА – Это был прямой заказ? 

М.РАКИТИНА – Да, это был заказ великого князя Василия I и считается, что в Благовещенском соборе находится иконопись Андрея Рублева, хотя это очень сложный вопрос, не все искусствоведы с этим согласны, но недавно у нас при строительных работах были найдены и куски камней с остатками росписи, которые тоже относятся к этому времени. Потом знаменитейший из русских художников – Дионисий работал как раз в конце XV века в Успенском соборе, он выполнил несколько икон и выполнил первые росписи для Успенского собора. В XVII веке работал один из самых знаменитых художников Симон Ушаков, который тоже выполнил множество царских заказов. А что касается XIX века, для работ во дворце особо знаменитые художники не привлекались. Работы в Большем Кремлевском Дворце выполнял академик живописи Федор Солнцев, но отдельно его картин, например, в Третьяковской галерее я не помню. 

К.ЛАРИНА – Почему, интересно? Это традиция, что ли, что известных художников не тревожили по этому поводу? 

М.РАКИТИНА – Известные художники обычно выполняли какие-то частные заказы, они были очень часто на стажировке за границей и поэтому работы такие декоративно-прикладные выполняли художники более практического направления, те, которые рисовали эскизы интерьеров. Они работали обычно одновременно, вместе с архитекторами. И у нас оказались работы нескольких таких художников. Пожалуй, самые интересные – это картины, которые были возвращены на своё место в Александровском зале Большого Кремлевского Дворца, это картины художника Федора Моллера. С изображением подвигов Александра Невского. Они хорошо сохранились в наших запасниках, и когда в 2000 году была закончена реставрация дворца, они вернулись на своё место. 

К.ЛАРИНА – Возвращаясь к XV веку, Марин, когда сегодня мы приходим на экскурсию в Кремль, где мы можем увидеть именно XV век? 

М.РАКИТИНА – Мы для этого можем даже не приходить на экскурсию, а взглянуть на Кремль снаружи. Потому что стены и башни Кремля это в своей основе XV век. 

К.ЛАРИНА – Всё как было. 

М.РАКИТИНА – Нет, не все как было, потому что часы на башнях, высокие нарядные шатры, которые были раньше увенчаны орлами, а теперь имеют флюгеры или красные звезды, это всё было сделано, конечно, позже, но зубцы Кремлевских стен – это XV век. Затем, когда мы войдем в Кремль, мы увидим здания соборов. Здание Успенского собора, Благовещенского собора, церкви Ризоположения, это тоже XV век. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – К сожалению, нельзя Андрея Рублева встретить. 

М.РАКИТИНА – Андрея Рублева, к сожалению, встретить нельзя, но можно войти в одно удивительное помещение – Археологическая выставка - это подклеть Благовещенского собора. Это действительно помещение, где мог бывать Андрей Рублев, это даже не XV, a конец, наверное, XIV века. 

К.ЛАРИНА – Много, на самом деле, мест, сохранившихся, да? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – К сожалению, только та живая жизнь ушла, которую мы можем сейчас и в шумах представить, и в запахах снеди, вкусных яств. 

К.ЛАРИНА – Там, наверное, были не только запахи вкусной снеди и вкусных яств, наверное, были и другие. Поскольку проблемы тогда были. Про Версаль много рассказывают, чего там было. 

М.РАКИТИНА – Версаль – это совсем другое. У нас всё подробно описано. У государя была мыленка, где он мылся, обычно посещали эту мыленку несколько раз в неделю, и при этой мыленке был водопровод и канализация. 

К.ЛАРИНА – Даже канализация была? 

М.РАКИТИНА – Да. Там описывается, что у Государя все было аккуратно выложено свинцовыми плитами и свинцовыми трубами. 

К.ЛАРИНА – А для простого народа? 

М.РАКИТИНА – Для простого народа не знаю. Из тех документов, что я читала, самое забавное, что государей особенно раздражал запах из харчевни, которая находилась недалеко от дворца, и, в конце концов, царь Федор Алексеевич, старший брат Петра I, издал указ, предписывающий эту харчевню закрыть из-за ее гнусного запаха. Самое смешное, что в Кремле допетровского времени были те же проблемы, что и сейчас – чтобы служащие не ходили через те помещения, которые относятся к личным палатам, чтобы они питались, не создавая проблем, и чтобы не рвались на церковные службы в соборы, когда там присутствует государь. В эти моменты у входа в собор ставились стрельцы, которые вход перекрывали. 

К.ЛАРИНА – Мы должны уже заканчивать. Поблагодарим нашу гостью, Марину Ракитину, старшего научного сотрудника музеев Московского Кремля за путешествие по Кремлю XV века, если хотите поподробнее познакомиться, приходите в Кремль, там есть что еще увидеть из XV века. Спасибо большое, Марина, рады с Вами увидеться.

 
вверх