17 июля 2025 года в Успенском соборе состоялась презентация реставрационного проекта, продолжавшегося почти 9 лет. Завершилась реставрация иконы «Страшный суд», на протяжении многих десятилетий находившейся в экспозиции собора, в южном пристенном иконостасе. Икона была покрыта потемневшим реставрационным лаком 1920-х годов – времени, когда памятник впервые был раскрыт от позднейших записей и олифы.
В 2016 году в мастерских Музеев Московского Кремля началась масштабная научная реставрация живописи с применением всех современных методов исследований. Ведущий художник-реставратор Лариса Гущина на протяжении почти девяти лет кропотливо работала над раскрытием иконы, бережно сохраняя остатки авторской живописи. Проведенные работы и исследования дали богатый материал для продолжения научного изучения памятника. Так, при проведении исследований живописи иконы в инфракрасном и рентгеновском спектре были обнаружены ранее неизвестные фрагменты авторской живописи, скрытые при поздних поновлениях памятника.
В презентации приняли участие генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, художник-реставратор высшей категории Елена Юдина, старший научный сотрудник, хранитель Успенского собора Алексей Барков.
«Нам удалось получить абсолютно новые данные об этой иконе и серьезно уточнить датировку. Это конец XIV – начало XV века, время расцвета древнерусской живописи, время, когда работал Андрей Рублев, а также греческие мастера, которые в это время часто приезжали на Русь и занимались и росписью храмов, и писали иконы», – отметила генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
Сейчас исследователи Музеев Московского Кремля могут с уверенностью говорить о том, что образ из Успенского собора – один из самых ранних примеров в русской иконописи обращения к теме «Страшного суда», сохранившихся до настоящего времени. Кроме того, икона, по всей видимости, являлась одним из главных иконографических прототипов аналогичной сцены в росписи 1408 г. в Успенском соборе города Владимира.
«С момента последней реставрации прошло уже около 100 лет. И олифа, находящаяся на поверхности иконы, очень сильно потемнела за эти годы. Сложно было судить о сохранности живописи, потому что многие возможные утраты не были различимы из-за толстого темного слоя на поверхности. После того, как икона была раскрыта, выявился колорит авторской живописи, он яркий и праздничный. Стали видны многие мельчайшие интересные детали», – рассказала реставратор Елена Юдина.
«Явление из-под потемневшей олифы этого древнего памятника – это, безусловно, большое событие не только для музея, но, прежде всего, для русской культуры», – подытожил хранитель Успенского собора Алексей Барков.
Справка: Сюжет иконы восходит к целому комплексу текстов Ветхого и Нового Заветов. На иконе в символическом виде представлена кульминация земной человеческой истории – конец времен и второе пришествие Спасителя, во время которого должен состояться последний суд над всем человечеством. В верхней части изображено явление Христа во славе с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Предтечей, а также двенадцать апостолов, восседающих на престолах в окружении сонма ангелов. В центре изображен сам Суд – взвешивание грехов человеческих на весах в божественной деснице. По сторонам от неё – праведники и грешники, идущие на Суд. Нижнюю часть занимает несколько сцен. Слева вверху – видение пророка Даниила о грядущем всеобщем воскресении с трубящими ангелами и символическими изображениями земли и моря, отдающими тела умерших. Правую часть занимает изображение геенны огненной, в центре которой восседает сатана с фигурой Иуды на коленях. Ниже помещены круги ада с мучениями грешников. Левая нижняя часть иконы отведена изображению праведников, идущих к вратам рая. Сам рай изображен в виде сферы, состоящей из нескольких кругов, в центре которой – Богоматерь на престоле с предстоящими ангелами.