Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Министерство культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Музеи Московского Кремля

Выставка
"Поклон из Кремля. Русская дореволюционная открытка"

Одностолпная палата Патриаршего Дворца
Музеев Московского Кремля
20 декабря 2006 г. - 11 февраля 2007 г.

Экспозиция "Поклон из Кремля. Русская дореволюционная открытка" воссоздает исторический облик Кремля, его утраченных памятников, одновременно представляя его как государственный, духовный центр, и как любимое место для прогулок москвичей и гостей города на рубеже XIX - ХХ столетия. Видовые открытки с различными памятниками архитектуры Московского Кремля, сувенирные и художественные открытки, событийные почтовые карточки и открытки с жанровыми сценками расскажут о каждодневных кремлевских заботах, торжественных событиях и обычных буднях того времени.

Дизайн-проект нынешней экспозиции достаточно необычен для Музеев Кремля. Его автором стал архитектор Константин Ларин. Он назвал свой проект "Паутинка образов", следуя той логике, что у каждого из нас, в памяти, присутствует образ "утраченного объекта"… Это относится и к истории в целом, и к истории архитектуры в частности. Планы Московского Кремля, как срез дерева с «говорящими» годовыми кольцами, или таинственный цветок из "Тайны третьей планеты", в котором можно прочесть и увидеть все предыдущие события с фотографической точностью.

В экспозиции, ставшей своеобразной связующей нитью между прошлым и будущим Кремля, выставлены открытые письма и почтовые карточки из частных собраний московских коллекционеров: А.А.Мелитоняна, К.Л.Рэди, П.Д.Цуканова и Ю.М.Мазурова, а также открытки, предоставленные семьёй Я.М.Белицкого.

Роль видовых почтовых открыток в социальной и культурной жизни страны конца XIX - начала ХХ веков очень велика и, во многом, уникальна. Они стали явлением в почтовом и издательском деле, многократно усилили прикладную роль фотографии и способствовали её развитию. Благодаря своей иллюстративности и оперативности в передаче сообщений, открытки были необычайно востребованы жителями даже самых отдалённых уголков Российской империи и зарубежных стран. С середины 1890-х годов, с началом издания в России иллюстрированных открытых писем, они, выполняя свою основную роль, становятся одновременно и подлинными документальными источниками по отечественной истории и культуре.

Запечатлевая "картины русской жизни", открытки «замечали» каждую мелочь, отражали все стороны жизни, были беспристрастными свидетелями не только крупнейших исторических событий, эпохи в целом, но и частной жизни людей.

Самыми популярными московскими сюжетами на старинных открытых письмах и почтовых карточках были виды Кремля и Красной площади - главных достопримечательностей первопрестольной и бесспорных символов России. На видовых открытых письмах и почтовых карточках, массовое производство которых было налажено российскими и зарубежными издателями, запечатлена вся палитра красок, всё многообразие кремлёвских образов. Иллюстрированные открытки пронесли сквозь столетие дух патриархальности, деловитости и уверенного покоя древней святыни. Кремль строился, перестраивался, восстанавливался, но всегда оставался самим собой - важнейшей частью российской истории, культуры и государственности, образцом русской духовной силы.

Издателей открыток, избравших для себя тему Кремля, насчитывалось несколько десятков. Опытный взгляд учёных-искусствоведов и собирателей открытых писем - филокартистов - мгновенно определит издания в пользу Общины Св. Евгении, продукцию фототипии Шерер, Набгольц и Ко, издательства И.Е.Селина и П.фон Гиргенсона, открытки М.А.Кампеля, И.Дациаро, издания под маркой Д.Хромов и М.Бахрах и другие. Уникальны по художественному видению и выбранным ракурсам почтовые карточки художественной фототипии К.А.Фишера, создавшего кремлёвскую серию, включающую, в том числе, виды внутренних территорий снесённых в советское время Чудова и Вознесенского монастырей Кремля. Интересным творческим подходом отличалась фирма E.G.S.I.S. (Ernst G. Svanstrom, Stockholm), выпускавшая прекрасные раскрашенные открытки. Оригинальных фото- и художественных видов Кремля и Красной площади, воспроизведённых на открытках, насчитывается около полутора тысяч. Почтовые карточки с этими сюжетами издавались огромными для того времени тиражами и продавались по всей России и во многих западных столицах.

Особенно интересны почтовые карточки, запечатлевшие события кремлёвской жизни: выход Императора и Императрицы с Красного Крыльца, открытие памятника Александру II, крестные ходы, работу швейных мастерских в залах Большого Кремлёвского дворца в период русско-японской войны, разводы караулов. Благодаря открыткам, в нашей памяти сохраняются наводнение 1908 года, вербные базары на Красной площади и проходившие там же гуляния. Предстают перед нами и различные кремлёвские персонажи: стража, многочисленные торговцы и покупатели в торговых рядах на Красной площади, странники, богомольцы, любознательные посетители Кремля. Всем нашлось место, все в равной степени оживают перед нашим взором.

Период с конца XIX века и вплоть до 1914 года был временем истинного расцвета почтовых открыток с видами Москвы. С началом Первой мировой войны в городе был введён запрет на фотографирование и создание новых фотосюжетов практически прекратилось.

В экспозиции развернута интерактивная зона, где вниманию посетителей представлены видеофильмы по истории видовых открыток и дана возможность отправить электронные письма с использованием образов старинных открыток или поместить свое изображение на открытку, выполненную в духе карточек рубежа XIX-ХХ веков.

Генеральный партнер проекта: Московская межбанковская валютная биржа

При поддержке: ООО "Библио-Посткард", издательства "Магма"

Информационная поддержка: телеканал "Россия", радиостанция "Эхо Москвы", журнал "Артхроника", журнал "Русское искусство", портал "Музеи России"

Пресс-служба Музеев Московского Кремля
т/ф: (495)203-8604
prs@kremlin.museum.ru

 
вверх