Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

18.12.02-23.02.03

Выставочный зал Успенской звонницы Музеев Московского Кремля
Министерство культуры Российской Федерации
Музеи Московского Кремля
Посольство Федеративной Республики Германия в Российской Федерации

Музеи Московского Кремля представляют одну из лучших мировых коллекций западноевропейского художественного серебра - изделия немецких златокузнецов и серебряников XVI-XVIII вв. Все 130 экспонатов этой выставки происходят из сокровищниц кремлевских владетелей, куда они попадали, в качестве дипломатических даров с посольствами из Европы или были закуплены в Казну по строгому отбору “про Государев обиход”. Примечательно, что выставка, открытие которой состоится в преддверии Рождества, инициирует культурную программу 2003 г., объявленного годом Германии в России.

Собрание немецкого серебра Музеев Московского Кремля насчитывает около 2000 предметов. Оно многократно было представлено за рубежом, а сегодня, благодаря поддержке Дойче Банка и нефтяной компании “ЛУКОЙЛ” стал возможен его специальный показ в Москве. Часть памятников впервые покинут хранилища, некоторые из них специально подготовлены реставраторами к экспозиции в Успенской звоннице. Это наиболее значительные произведения из постоянной экспозиции и фондов музея, их представление сегодня - важный этап в публикации сокровищ Московского Кремля.

Не только широкие временные рамки, но и обширная “география” ведущих немецких златокузнечных центров: Нюрнберг, Аугсбург, Гамбург, а также Любек, Лейпциг, Пассау, Дармштадт - послужат основой для создания развернутого стилистического “портрета” художественного серебра представленного периода. В изделиях запечатлены характерные особенности стилей немецкой поздней готики, ренессанса, маньеризма, раннего и развитого барокко. Нынешняя экспозиция покажет возможности серебра-материала, представит златокузнечное дело, как значимую составляющую искусства представленной эпохи.

В целом, выставка сделает наглядной как эволюцию художественного серебра, так и возможность его бытования, и разнообразие его видов и форм.

Многие предметы, воспринимаемые ныне как весьма утилитарные, в рассматриваемый период несли в себе концептуальный и мировоззренческий мотивы, а их создатели – златокузнецы – были известными поэтами и музыкантами, философами и общественными деятелями. Они не только воспринимали и развивали в своем ремесле новые идеи, например, рожденные архитекторами или живописцами, но стояли у истоков стилистических направлений и даже новых видов искусств. Авторы выставки постарались раскрыть этот аспект изучения творчества серебряных дел мастеров, раскрыть некоторые из секретов мастерства, познакомить с прославленными династиями златокузнецов (Ямнитцер, Дрентветт, Баур, Швестермюллер и др.).

Экспонаты выставки отличаются большим разнообразием по своему художественному воплощению и назначению - драгоценная посуда, утварь, мебель и украшения интерьера. Слово “шедевр” звучит в названии выставки не случайно – в 16 –17 вв. златокузнец только тогда становился мастером, когда представлял в цех в качестве экзамена виртуозно выполненную работу – le chef d’oeuvre (по-французски) или Meisterwerk (по-немецки), путь к которой часто составлял 12-15 лет напряженного труда. Среди экспонатов немало характерных предметов старинного быта - кубки, стаканы, кружки, кувшины, подсвечники, блюда, поражающие совершенством своих форм и исполнения орнаментального и изобразительного декора. Ряд изделий заслуженно признан художественными раритетами искусства немецких златокузнецов. Одни из них привлекают внимание своими исключительными размерами, художественной и технологической уникальностью исполнения (кубок-великан двухметровой высоты), другие удивляют редкостной формой и хитроумными сюрпризами (потешные кубки с секретами, великолепные настольные фонтаны), третьи интригуют богатым пластическим убранством и ныне почти забытым назначением (“конфетное дерево”, рукомойные гарнитуры, геридоны, рассольники, настольные украшения, дорожные сервизы).

Символ выставки – рукомойный кувшин в виде тритонессы с раковиной в руках. Это достойный образец работы немецких златокузнецов, непревзойденных мастеров серебряной скульптуры. Затейливым формам фигур всадников и животных не уступают разнообразные питьевые сосуды – “виноградные”, “ананасные” кубки, кубки в виде груши, яблока и др., как, например, кубок-исполин тыквообразной формы мастера Ханса Фрюинсфельда.

На выставке в Успенской звоннице демонстрируется потешный, шутейный сосуд – тройной кубок, чеканный “алмазной гранью” Г.Мюллера и кубок-фонтан Е. Хомана, поражающие не только своей совершенной красотой, но и богатством фантазии создавших их мастеров.

Удивительные блюда-лохани с чеканными композициями “Взятие Карфагена”, “Карусель” украшены сложными, многофигурными сценами, поражающими своей композиционной изобретательностью, пластичностью и живостью передачи изображаемых событий.

Особого внимания заслуживает гора-курильница - одна из трех, сохранившихся до наших дней. Примечательно, что две другие также хранятся в Музеях Кремля.

Драгоценные изделия из серебра предстанут в контексте оригинальных произведений эпохи: стекла и шпалер, а также резцовой гравюры и рисунка, служивших популярным источником разнообразных сюжетов и орнаментальных мотивов в немецком серебре (среди образцов, например, гравированные рисунки Дюрера, известных мастеров орнаментальной гравюры братьев Хопферов и др.).

К выставке приурочен каталог - первая публикация на русском языке самых значительных произведений всемирно известного собрания немецкого златокузнечного искусства из Кремлевской сокровищницы.

Информационные спонсоры: РБК, L`Officiel, Артхроника, Мезонин, Эхо Москвы, Маяк, Московская правда.

 
вверх