Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

22 сентября - 09 октября 2003 г.
Парадный вестибюль Оружейной палаты
Музеев Московского Кремля

22 сентября 2003 г. в Парадном вестибюле Оружейной палаты Музеев Московского Кремля открывается выставка «Древности Кыргызстана» из собрания Государственного исторического музея Кыргызской Республики (г.Бишкек). Выставка знакомит с богатой историей древних народов, живших в горах и долинах Тянь-Шаня, с памятниками культуры и искусства различных эпох и открывает программу Дней культуры Кыргызской Республики в Российской Федерации.

Впервые москвичи и гости столицы увидят уникальные предметы, найденные на земле ставшей колыбелью тюркской цивилизации, где более тысячи лет пролегал Великий Шелковый путь, оставил след Александр Македонский, прокатились волны миграции эпохи Великого переселения народов.

Древнейшие предметы, представленные на выставке, относятся к бронзовому веку. Особенно интересны украшения кинжалов и ножей (II тыс. до н.э.), обнаруженных в разных частях Киргизии - в Чуйской долине и на берегах озера Иссык-Куль. Рукоятки боевых кинжалов были увенчаны объемными фигурами домашних животных - лошадей, баранов.

В VII-III вв. до н.э. господствующее положение в Центральной Азии заняли народы, которых греки именовали скифами, а персы - сакскими племенами. Для искусства саков характерны предметы из бронзы в технике литья (ножки жертвенного столика V-III вв. до н.э.), произведения, выполненные в «зверином стиле» (литая бронзовая бляха с изображением пантеры VI-III вв. до н.э.), мелкая пластика из золота (миниатюрные фигурки золотого джейрана и золотого петуха VI-IV вв. до н.э.).

К этому же периоду относится трехчастная золотая серьга с инкрустацией и зернью, на ней изображены два сокола, обращенные головами в разные стороны. Эта серьга находит аналогии в искусстве Ирана VI-IV вв. до н.э.

Древний китайский историограф Сымя Цянь (около 145-86 гг. до н.э.) в «Исторических записках сообщает, что 201 году до н.э. хуннский правитель Модэ покорил и присоединил к своему государству владение Гянь-гунь. Гянгунями (варианты - гэгунь, цигу, кигу) китайцы называли древних кыргызов. К середине I в. до н.э., кыргызы добились независимости и создали собственное царство - Усунь и Давань. Образование этих государств связано с началом миграции кочевых племен Центральной Азии и формированием империи гуннов (хунну).

Памятников усунно-гуннского периода в собрании Государственного исторического музея Кыргызской Республики немного. В первую очередь речь идет о предметах, найденных при подводных раскопках на оз. Иссык-Куль у с.Тюп. На выставке они представлены золотыми ювелирными украшениями со вставками из граната - декоративными пластинами для верхней одежды, кольцом и серьгами-колтами.

В первые века нашей эры территория Кыргызстана оказывается в центре двух великих событий истории: развития торговли по Великому Шелковому пути и Великого переселения народов.

Одним из ярких и богатых комплексов эпохи Великого переселения народов (IV-V вв.) являются находки из могильника Шамши (Чуйская долина). Среди них такие уникальные предметы, как инкрустированная альмандинами диадема с подвесками, медальон с погрудным барельефным изображением женщины, золотая кружка с ручкой. Диадема из Шамши оформлена в пышном полихромном стиле, для которого характерно широкое использование инкрустации (сердолик, гранат, бирюза), зерни и скани. Из предметов шамшинского клада выделяется экспонирующаяся на выставке золотая маска. Подобные маски клали на лица умерших. Этот обычай, связанный с представлениями о потустороннем мире, широко распространился у многих народов евразийских степей в эпоху Великого переселения народов.

Уникальный экспонат выставки - античный стеклянный сосуд (III-IVвв. н.э.), служивший, по-видимому, для ритуальных возлияний. Это единственный подобный сосуд, найденный на территории Кыргызстана. Нарядная чаша, не характерная для кочевого быта, по всей вероятности, была изготовлена в пределах Римской империи и попала в Алайскую долину, скорее всего, по торговым путям.

В VI-VIII веках нынешняя территория Кыргызстана входила в состав Западного Тюркского каганата. В этот период, как и в более древние времена, Средняя Азия была ареной распространения разнообразных религий и культов: на смену особой разновидности зороастризма, существовавшей здесь в глубокой древности, пришли разнообразные формы религиозных представлений эллинизма, позднее - различные ответвления буддизма. Именно поэтому тюркский период Кыргызстана представлен памятниками относящимися к различным религиозным конфессиям средневековых городов Чуйской долины, мирно сосуществовавших в это время: буддийские бляхи VIII вв., деталь нимба буддийской скульптуры VIII вв., статуэтка богини Парвати IX-X вв. и др.

Выставка «Древности Кыргызстана» демонстрирует лучшую часть собрания Государственного исторического музея Кыргызской Республики, дает представление о путях исторического развития предков кыргызского народа и их самобытной богатой культуре. Экспозиция продолжает программу Музеев Московского Кремля, начавшуюся в феврале 2003 года выставкой «Золотой Воин. Сокровища сакских курганов» из собрания Президентского центра культуры Республики Казахстан, и призванную подчеркнуть взаимное желание России и бывших союзных республик поддерживать и расширять культурные контакты, демонстрируя друг другу самые значительные пласты национального художественного наследия.

 
вверх