Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Коммерсантъ

23.03.2007
Татьяна Маркина


№ 30(6) от 23.03.2007

Выставка "Сокровища Запретного города. Коллекции китайских императоров" - главный музейный проект Года Китая в России. Это логично - императорские сокровища всегда воспринимались китайцами как крайне важные, хотя бы просто из-за свойственной этой нации любви к традициям. 
Когда в начале ХХ века власти правителей последней императорской династии Цин, правившей три столетия (1644-1911), пришел конец, в передней части Императорского дворца основали музей древностей. Отрекшийся император как-то по привычке продолжал жить в своей части дворца, а когда его все ж таки выдворили, его покои тоже преобразовали в музей. В 1949 г. гоминьдановцы во главе с генералиссимусом Чан Кайши, спасаясь от армии Мао Цзэдуна, вывезли значительную и очень ценную часть коллекции на Тайвань - обладание императорскими сокровищами имеет символический смысл: их владелец может считаться подлинным наследником китайских императоров. Пекинский Императорский дворец, ныне Гугун (в переводе - "Дворец прежних правителей"), пострадал и в 1960-х, во время "культурной революции". Однако сокровищ в нем все же так много, что недавно пришлось делать переучет - оказалось, что многие древние предметы, из-за их обилия, и ценностями-то не считались.

"Пурпурный запретный город" (так более поэтично называют Гугун) еще сто лет назад был и вправду запретным. В течение пяти веков сквозь выкрашенные в пурпурный цвет ворота могли пройти только императоры и их семьи, высшая знать, стража и евнухи. Запретный город почти в три раза больше Кремля, отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Китайскую монархию даже и сравнить не с чем - и уж точно не с монархией российской. Конечно, бывали на китайском троне самодуры и сластолюбцы, но на выставке пойдет речь все же о персонах выдающихся. Например, о представителях маньчжурской династии -- императорах, правивших под девизами Канси (1661-1722) и Цяньлун (1735-1796), талантливых политиках, ученых и меценатах. 
Жизнь императора была подчинена традициям чуть ли не в большей степени, чем жизнь беднейшего его подданного. В империи Цин бытовал закрепленный законом 1759 года ритуальный костюм и набор мужских и женских украшений, соответствующих определенному рангу. Самым торжественным костюмом цинского времени является представленный на выставке халат, составлявший важную часть ритуального императорского костюма. Одним из обязательных атрибутов придворной жизни в годы поздней империи был жезл "жуи", бывший символом благих пожеланий,- такие жезлы помещали перед тронами императора и императрицы, а также в опочивальнях (на выставке будет набор из девяти жезлов династии Цин из красного сандалового дерева с драгоценными камнями). 
Кисть, тушь, бумагу и тушечницу - камень для растирания туши - в китайской традиции принято именовать "четырьмя драгоценностями кабинета ученого". Эти предметы не только являлись традиционными письменными принадлежностями, они воплощают дух письменной культуры Китая. Представленная на выставке бумага сорта "Мэйхуа юйбань" ("Нефритовая пластина с цветами мэйхуа") и тушечница из самого дорогого вида камня, используемого для растирания туши (сорт "сунхуацзян янь"),- предназначались исключительно для императора. 
Нефрит и фарфор -- без этих двух материалов не было бы китайского искусства. О символических свойствах нефрита писал сам Конфуций вот в таких выражениях: "Теплая мягкость, напитанность и насыщенность этого камня соотносится с добротой. Его способность вибрировать, будучи тугим и плотным, соотносится с сознанием. Его свойство не резать острыми гранями соотносится со справедливостью. Его способность не разрушаться при падении соотносится с ритуалом (правильностью поведения)". Нефрит бывает любого цвета - белого, желтого, зеленого, из него делали и предметы убранства интерьеров, и мелкую скульптуру -- на выставке можно будет увидеть диск "би" (обозначающий символическую гармонию земли и неба) с орнаментом в виде шелковичных червей, сосуд для вина с орнаментом в виде лепестков лотоса, резной камень в виде китайской капусты. 

Предметом особой гордости Китая на протяжении веков оставался китайский фарфор, секрет которого веками хранился в тайне. Сосуды, представленные на выставке, были созданы по заказу дворцового ведомства в императорских мастерских города Цзиндэчжэнь (об истории и традициях китайского фарфора рассказывает и выставка, которая вот-вот откроется в Третьяковской галерее, подробнее на странице 24). 
Одностолпная палата Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля, с 30 марта до 3 июня

 
вверх