Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Газета "Культура"

26.12.2002
Евграф КОНЧИН

№52

Шедевры немецкого серебра

Вканун Рождества в зале Успенской звонницы Музеев Московского Кремля открылась выставка "Шедевры немецкого серебра XVI - XVIII веков". Она начинает культурную программу 2003 года, объявленного Годом Германии в России. В экспозиции представлено сто тридцать наиболее значительных предметов одной из крупнейших в мире коллекций немецкого художественного серебра, хранящейся в Музеях Московского Кремля и насчитывающей около двух тысяч изделий. В Россию они попали как посольские дары, а также были закуплены в давние времена для "Государева обихода" Эти экспонаты неоднократно показывались за границей, но теперь впервые представлены в Москве отдельной, отлично подобранной экспозицией.

Значителен временной охват выставки - три столетия. Широко представлена на ней и география крупнейших златокузнечных центров - Нюрнберг, Аугсбург, (Гамбург, Любек, Пассау," Лейпциг, Дармштадт - во всем разнообразии направлений, форм, стилей, школ и даже авторских мастерских.

Впервые столь полно показана профессиональная панорама немецкого златокузнечного дела во всем его художественном и технологическом богатстве и в выдающихся, редчайших, а подчас и уникальных образцах. Поэтому она является несомненным событием в художественной жизни нашей столицы и сегодняшнего искусства вообще.

Даже не верится, что большинство предметов, всех этих разноликих кубков, стаканов, кувшинов, ваз, блюд, рукомойников, предназначалось для повседневного быта, обычного дворцового обихода. Диву даешься, сколько в столовой посуде или рукомойниках красоты, изящества, гармонии.

В то же время создавались произведения и для чистого "любования. Подчас над каждым из них мастер трудился по десять - пятнадцать лет. Они поражают не только своим совершенством, но остроумным исполнением, фантазией, веселым, шутовским юмором. Похоже, что немецкие мастера любили повеселиться сами и других повеселить.

Вот перед нами кубок-великан двухметровой высоты, в котором умещалось несколько ведер вина, пей вдоволь, если поднимешь, конечно! Или вот кубки с разными хитроумными и забавными сюрпризами, кубки и кувшины в виде яблока или груши, кубок-исполин тыквообразной формы, исполненный мастером Хансом, двойные и тройные кубки - богато декорированные алмазной гранью известным мастером Шиллером, кубок-фонтан Е.Хомана. Несомненно привлечет внимание публики гора-курильница, сложное скульптурное сооружение. Это произведение создано только в трех экземплярах, и все они находятся в Музеях Московского Кремля. Одно - сейчас в экспозиции.

Некоторые предметы имеют явный "картинный" характер. Вот блюда со сложным многофигурным рельефным изображением и богатым декором. Это "Взятие Карфагена" изумительная "Карусель" "Плененные турки перед императором Леопольдом I", "Триумф Александра Македонского"... Среди сюжетов, которые использованы для украшения блюд или стаканов, - рисунки Дюрера и других знаменитых немецких художников.

И конечно, мастера великолепно владели искусством скульптурной пластики. Фигуры женщин, воинов, всадников, животных и птиц исполнены безукоризненно и смотрятся совершенно самостоятельными произведениями. Вот хотя бы кувшин в виде женского бюста, созданный в Аугсбурге в 1650 году мастером Мельхиором 11альбом, он был получен в дар от короля Швеции Карла X Густава.

Когда любуешься этими произведениями - взлетом затейливой фантазии и высокого профессионализма, то невольно вспоминаешь слова, сказанные кем-то из великих о немецких златокузнецах: "Мастер, уйди с проторенного пути... Соедини золото с мыслью!" Действительно, в этом искусстве нет избитых штампов, стереотипных повторений, а серебро дает огромный простор чувствам, воображению и мыслям.

Необходимо поблагодарить за такую чудесную, поучительную и красивую выставку сотрудников Музеев Московского Кремля, а также спонсоров - Дойче Банк и "ЛУКойл" С их финансовой помощью был издан прекрасный каталог и "говорящий" диск.

Евграф КОНЧИН

 

 
вверх