Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Время новостей

23.06.2009
Сергей ХАЧАТУРОВ


№108

"Вольный имперский город Аугсбург" в Музеях Московского Кремля

До 20 сентября в выставочном зале Успенской звонницы и в одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля можно познакомиться с уникальной экспозицией "Вольный имперский город Аугсбург. Столетия величия". Подготовленная при участии Газпромбанка, Deutsche Bank, НОВАТЭКа, Siemens и других спонсоров выставка представляет не отдельную коллекцию, а заряженный энергией творчества город как таковой. "Служение искусству" - такой девиз был выбран городом - наследником Священной Римской империи. Аугсбург - великий пример того, как большие деньги могут служить большому искусству. Финансовые магнаты XVI века, могущественные семьи Фуггер и Вельзер (они во многом сформировали в свое время европейскую банковскую систему) были главными меценатами, покровителями свободных художеств. Их пример вдохновил аугсбургских предпринимателей последующих веков.

Гордость Аугсбурга - эталонная для всей Европы цеховая культура. Получить звание аугсбургского мастера было ой как непросто. Подмастерьям-златокузнецам со всего света нужно было обучаться не менее 12 лет и в качестве дипломной работы изготовить кольцо, печать и кубок с крышкой, названный «шедевр». Самым впечатляющим экспонатом выставки оказались памятные доски аугсбургских златокузнецов. Эти династические таблицы напоминают мишени с множеством загадочных знаков. Знаки - клейма, гербы - наносились на круглую доску после смерти мастера и составляли своеобразный цеховой мемориал.

Слава Аугсбурга - конечно, цехи и корпорации златокузнецов. В Оружейной палате Московского Кремля хранится самая лучшая коллекция изделий аугсбургских золотых и серебряных дел мастеров. Даже в самом Аугсбурге такого богатого собрания нет. Кубки, вазы, блюда попали в Россию в качестве посольских даров и правильного капиталовложения в современное для того времени искусство. Хитами новой выставки оказались не только ювелирные изделия, но и фантастические предметы XVI века из слоновой кости. В частности, кубок с точно воспроизведенным мастером Георгом Петелем рельефом картины Рубенса "Вакханалия" и изумительно тонкий рельеф из известняка с мраморной инкрустацией мастера Ханса Даухера "Богоматерь в окружении ангелов". Этот рельеф тонко передает пространственную драматургию гравюры Дюрера.

Именно дружество, корпоративная этика, цеховое братство помогали Аугсбургу сохранять позицию лидера в артмире XVI-XVIII веков. О таком союзе меценатов и мастеров, каким был Аугсбург эпохи Карла V, сегодня можно только мечтать. Символично, что в день открытия выставки аугсбургских мастеров на "Винзаводе" Олег Кулик запустил новый проект - реабилитация артсообществ в современной России. В самом деле, порознь жить - век тужить.

 
вверх