Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Журнал "Ваш Досуг"

21.10.2011
Софья Пономарева


В Кремле открылась выставка «500 лет истории европейских часов», которую привез в Москву швейцарский «Фонд высокого часового искусства».

Выставка на первый взгляд небольшая — она разместилась всего в нескольких витринах на лестничной площадке Оружейной палаты. Однако за разглядыванием ее сокровищ можно провести немало времени — так любопытны даже самые крохотные детали.

Место для выставки выбрано не зря — соседство с коронационными нарядами императоров и золотыми евангелиями Оружейной палаты напоминает о том, что в течении веков часы также были настоящим сокровищем. Лишь научно-технический прогресс сделал их в ХХ веке вещью массовой — ну а теперь, с развитием прогресса, они снова стали предметом роскоши, дорогим «элитным» подарком. История делает виток: недаром самые старинные часы в постоянной экспозиции Кремля — презент патриарху Филарету от царя Михаила.

На выставку швейцарского фонда собрали более 60 экспонатов из музеев, частных и фирменных коллекций. Основная идея — хронологическая: показать эволюцию этого прибора в веках. Экспозиция получилась наглядной — XVI век иллюстрируют подвески-распятия, под хрустальную крышку которых прятали циферблат, за два последующих столетия отвечают хронографы и хронометры с новым изобретением — секундной стрелкой: когда наживаешь состояние на опасных морских путешествиях, приборы обязаны быть точными. XIX век — эпоха круглых золотых часов, которые деловитые буржуа прятали в жилетные карманы, а под конец века случается революция — наручные часы становятся популярными и вытесняют часы на цепочке. Весь прошлый век — время головокружительных изменений, от драгоценных «браслетов» и «брелоков» Hermes, Van Cleef & Arpels и Cartier до футуристических агрегатов, которые пристали бы и Джеймсу Бонду. По количеству экспонатов последних десятилетий чувствуется, что особая радость создателей выставки — возрождение моды на механические приборы в 1970-80-е годы после засилья электрических и электронных. Модели становятся дизайнерскими и культовыми аксессуарами: ведь теперь часовщики могут снова развернуться — уже со всем богатством изобретений и материалов.

Исторических предметов здесь не найти, максимум — можно поглядеть на часы с гербом, которые, возможно, принадлежали Николаю II (хотя и это не доказано). Отдельно выставлена круглая миниатюра с дырочкой в центре, которая служила циферблатом другому прибору. На Западе она числилась «портретом неизвестной восточноевропейской пары», а наши музейщики сразу же узнали в лицо императора Александра II с супругой — все же не последнего человека в ту эпоху. Однако и без именитых владельцев все представленные часы — маленькое чудо. Если, конечно, вы увлекаетесь этим жанром также, как те коллекционеры, которые платят за них сотни тысяч долларов. Кстати, одновременно в Успенской звоннице и Патриарших палатах проходит выставка Поля Пуаре, знаменитого кутюрье конца XIX-начала XX века, периода, к которому относятся самые роскошные экспонаты часовой выставки. Наглядная возможность сопоставить «мужскую» и «женскую» моду — жаль только, что в Оружейную палату, в отличие от «Пуаре», просто так не попасть — билеты продаются по сеансам и количество человек в группе ограничено.

 

СМИ о музеях

вверх