Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Вашему вниманию предлагаются христианские реликвии, связанные с рождением, крещением, а также смертью царских детей.

Открывают раздел мерные иконы сыновей царя Ивана Грозного: Ивана (из.1), Федора (из.2), Димитрия (из.3),) и сыновей царя Михаила Федоровича: Ивана (из.4) и Василия (из.5). Мерные или родимые, иконы получили свое название в связи с тем, что писались в меру роста новорожденного младенца. На них изображали святого, именем которого нарекался новорожденный. В верхней части иконы, как правило, помещали образ Ветхозаветной Троицы. Замысел отмечать рождение царевичей написанием мерных икон связано с общим процессом сакрализации царской власти, интенсивно развившимся в эпоху Ивана Грозного. Предназначались мерные иконы для келейного, домашнего обихода. После смерти владельца они устанавливались в иконостасе над его гробницей в Архангельском соборе.

Главными святынями на Руси были кресты. Недаром моленная комната, в которой царь совершал вечерние и утренние молитвы, называлась Крестовой. На выставке представлен золотой створчатый крест, в центральной части которого – сапфировый крест с рельефной фигурой распятого Христа и греческими надписями (из.6). Вероятно, крест предназначался для благословения царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного во время торжественных празднований родин или крестин.

Уникальный экспонат крышка раки царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, трагически погибшего в Угличе в 1591 году, выполненная по заказу царя Михаила Федоровича. На ней изображена фигура царевича в полный рост. В 1606 году царевич Дмитрий был канонизирован. Его мощи были перевезены в Москву и находились в специальной раке в Архангельском соборе. В дни празднования святого раку с мощами покрывали шитыми лицевыми покровами, один из которых представлен на выставке. (из. 8).

Здесь же вы можете увидеть надгробный покров царевича Ивана Михайловича - сына царя Михаила Федоровича. Царевич умер в шестилетнем возрасте в 1639 году.


Святой Иоанн Лествечник

Святой Иоанн Лествечник

Икона в окладе.
Москва, мастерские Кремля, 1554 г., запись XIX в.
Дерево, левкас, золото, драгоценные камни, жемчуг, темпера, чеканка, скань, эмаль, чернь.
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.

Мерная икона старшего сына Ивана Грозного и Анастасии, царевича Ивана Ивановича (1554-1582) выполнена в 1554 году.После его трагической гибели, мерная икона, была, по всей вероятности, перенесена к его захоронению в Архангельский собор и вошла в состав надгробного иконостаса. Оклад иконы украшает тонкое сканое кружево, заполненное нежной по колориту эмалью. Изысканность убранства усиливают мельчайшие капельки золотой зерни и драгоценные, неграненые камни, сохранившие очарование природной формы.


Святой Феодор Стратилат

Святой Феодор Стратилат

Икона.
Москва, 1555 (?).

Дерево, левкас, темпера.
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.

Мерная икона Федора Ивановича (1557-1598), сына Ивана Грозного и его первой жены Анастасии, выполнена в 1555 году. Изящная фигура святого воина свободно вписана в прямоугольное вытянутое поле иконы. Федор облачен в короткую темно-синюю тунику, поверх которой надет пластинчатый доспех, прописанный золотым ассистом. Поверх брони на оба плеча наброшен красный плащ.


Святой Димитрий Солунский

Святой Димитрий Солунский

Икона в окладе.
Москва, 1582 г.
Дерево, левкас, серебро, темпера, золочение, басма.
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.

Мерная икона младшего сына Ивана Грозного, царевича Димитрия Угличского (1582-1591), выполнена в 1582 году. Святой Димитрий-воин представлен фронтально в рост. В правой руке он держит крест, а в левой опирается на изящный меч в ножнах. Димитрий облачен в короткую красную тунику и пластинчатый доспех, поверх которого надета короткая золотистая туника. Складки туники и пластины доспеха моделированы при помощи ассиста. Темный сине-зеленый плащ с редко расположенным золотым орнаментом завязан на левом плече узлом.


Иоанн Белоградский. Икона в окладе

Иоанн Белоградский

Икона в окладе.
Москва, мастерские Кремля, 1633г.
Дерево, левкас, ткань, серебро, темпера, канфарение, чеканка, золочение, резьба.
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.


Мерная икона царевича Ивана Михайловича была написана в 1633 году. Образ отличают следующие стилистические черты: фигура вытянутых пропорций, но при этом довольно плотная; моделировка одежд исполнена разбелом основного тона и цветными контурами. Икона в Архангельском соборе находилась в надгробном иконостасе над захоронениями первых Романовых.


Иоанн Белоградский. Икона в окладе

Священномученик Василий Анкирский

Икона в окладе.
Москва, мастерские Кремля, 1639 г.
Дерево, левкас, ткань, серебро, темпера, чеканка, резьба, гравировка.
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.


Мерная икона царевича Василия Михайловича была написана в 1639 г. в короткий срок его жизни (14-25 марта), вероятно, к крещению царевича – 22 марта 1639 г. Икона в Архангельском соборе помещалась в надгробном иконостасе над захоронениями первых Романовых. Икону отличает яркое художественное решение и определенная декоративность, появившаяся в золотых деталях одежд и оклада Евангелия и крупного растительного орнамента фелони.


Иоанн Белоградский. Икона в окладе

Крест наперсный с резным изображением распятия

Москва, мастерские Московского Кремля, около 1554 г.
Западноевропейский мастер.
Камея – Константинополь, конец XII – начало XIII в.
Золото, камея на сапфире, рубин, жемчуг; резьба, скань, зернь, эмаль.


Золотой створчатый крест, в центральной части которого – сапфировый крест с рельефной фигурой распятого Христа и греческими надписями: СЕ СЫН ТВОЙ; СЕ МАТЕРЬ ТВОЯ, соотносимыми в изображениях Распятия с Богоматерью и апостолом Иоанном. Резной сапфир относится к редчайшему типу византийских камей в форме креста. Вероятно, крест предназначался для благословения царевича Ивана Ивановича во время торжественных празднований родин или крестин.


Иоанн Белоградский. Икона в окладе

Крышка раки царевича Димитрия

Москва, 1628-1630 гг.
Мастер Гаврила Овдокимов.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекла, дерево, ткань, чеканка, литье, резьба, эмаль, канфарение, золочение.


Рака для мощей благоверного царевича Димитрия, была выполнена в 1630 году по заказу царя Михаила Романова – первого представителя новой правящей династии. Мастер Гавриил Овдокимов представил фигуру Дмитрия в полный рост, в царских одеждах. Детское лицо царевича, со слегка выпяченной нижней губой, родинкой на щеке, широко открытыми глазами, создает впечатление портретности образа. Это монументальное произведение - свидетель исключительного мастерства русских чеканщиков XVII века. Сама рака помещалась в Архангельском соборе. Во время захвата его войсками Наполеона в 1812 году рака исчезла, а крышка при приближении неприятеля была спрятана и потому сохранилась до наших дней.


Иоанн Белоградский. Икона в окладе

Царевич Димитрий Угличский. Покров

Москва, 1628-1630 гг.
Мастер Гаврила Овдокимов.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекла, дерево, ткань, чеканка, литье, резьба, эмаль, канфарение, золочение.


Покров с шитым изображением святого выполнен на раку царевича Димитрия в Архангельский собор Кремля по заказу царя Михаила и царицы Евдокии. В 1606 году, при царе Василии Шуйском и патриархе Гермогене, царевич был канонизирован. Его мощи 3 июня 1606 года перенесли в Москву и поставили в специальной раке в центральной части Архангельского собора. В дни празднования святого раку с мощами покрывали шитыми лицевыми покровами. На покрове царевич вышит в рост, прямостоящим, с согнутыми на груди руками, левая держит свиток. Он одет в парадное царское платье, на которое накинута шуба с длинными, почти в пол, рукавами и отложным меховым воротником. На голове царевича – царский венец в виде зубчатой короны, вокруг которой шит нимб. На шее – традиционное для иконографии царевича ожерелье, выделяющее место смертельного ранения.


Иоанн Белоградский. Икона в окладе

Покров надгробный царевича Ивана Михайловича

Москва, мастерские Кремля, 1639 г.
знаменщик Иван Гомулин камка подкладки – Италия, конец XVI – начало XVII вв; бархат – Россия, XVIII-XIX вв.
Золото, драгоценные камни, бархат, камка, жемчуг, ткачество, шитье, чернь.
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.


Парадные покровы на каменные надгробия захоронений русских великих князей и царей в Архангельском соборе составляли часть общегосударственного и церковного ритуала посмертного почитания московских правителей. Все надгробные покровы имели в центре изображение Голгофского креста – символа страданий, смерти, загробной жизни. Надгробный покров царевича Ивана Михайловича, сына царя Михаила Федоровича, был выполнен в 1639 году. Царевич умер в шестилетнем возрасте. На кайме из зелено-голубого бархата жемчугом вышита посвятительная надпись: БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ ВСЕА РУСИ САМОДЕРЖЕЦ СЕЙ ПОКРОВ ПОЛОЖИЛ НА СЫНА НАШЕГО БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЕВИЧА И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА ЛЕТА 7147 ФЕВРАЛЯ В 18 ДЕНЬ НА ПАМЯТЬ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ЛЕОНТИЯ ЕПИСКОПА ПАПЫ РИМСКАГО. В среднике из малинового бархата помещен большой Голгофский крест, составленный из пятидесяти одной золотой дробницы с прекрасными черневыми изображениями праздников и избранных святых.

 
вверх