Федор Алексеевич вступил на престол в возрасте пятнадцати лет, продолжив тем самым традицию воцарения в столь юном возрасте вслед за своим отцом и дедом. Федор Алексеевич Романов был венчан на престол 18 июня 1676 года патриархом Иоакимом, при этом изменений в обряде не произошло.
Глава русской православной церкви в Успенском соборе Московского Кремля возложил на царя Шапку Мономаха, бармы, крест, золотую цепь, подал ему скипетр и державу. Однако в Чине венчания все-таки зафиксированы новые моменты, которые получили отражение и при венчании его преемников и братьев, Ивана и Петра Алексеевичей, ставших царями-соправителями в 1682 г. Так, впервые в церемонии царского поставления говорится о том, что царь перед возложением на него регалий был облачен в особую парадную одежду: «А изговоря святейший патриарх речь, велел… царскую одежду принесть к себе. И святейший патриарх, восстав и приняв царскую одежду, знаменав рукою, повелел на царя и великаго князя возложити тое одежду…».
Изменения проявились и в характере приобщения царя Святым Тайнам. Согласно этим изменениям, царь теперь причащался в точности так, как причащались священнослужители, то есть в алтаре при закрытых Царских вратах отдельно Телу Христову с дискоса и отдельно Крови Христовой из потира. «Святейший патриарх повеле… великаго государя принять под руки и ввести во святый олтарь Царскими дверьми, и поставити не доступая святаго престола… Святейший патриарх… благочестивому царю… даде от дискоса часть Животворящаго Тела в руки, и благочестивый государь причастися Телу Христову, такожде подаде от потира и Крови Христовы».
Хотя такой порядок царского причащения официально связан с поставлением царя Федора Алексеевича, есть данные о том, что уже его отец, царь Алексей Михайлович, начинает причащаться в алтаре по чину священнослужителей. Важно отметить при этом, что подобным образом причащались и византийские императоры. В возрождении при московском дворе византийского ритуала причащения монарха заметно стремление Романовых, как и их предшественников Рюриковичей, уподобиться византийскому василевсу.

Наперсный крест
Россия. Первая половина XVII в. - 1662 г.
Принадлежал царю Федору Алексеевичу.
Наперсный крест, выполненный в мастерских Московского Кремля в 1662, 1670-х годах, единственный предмет, сохранившийся от регалий царя Федора Алексеевича - старшего сына Алексея Михайловича. На оборотной стороне креста - изображение небесного покровителя царя, Федора Стратилата. Фигура святого, цветочный узор вокруг него, а также религиозные сцены на лицевой стороне креста исполнены яркими блестящими эмалями, которые все композиции делают похожими на многокрасочную сверкающую мозаику.

Картина «Портрет царя Федора Алексеевича»
Россия, XIX в.
Неизвестный художник.
Холст, масло.

Картина «Портрет царя Федора Алексеевича»
Россия, XVIII в.
Неизвестный художник, Феофан Прокопович (Автор текста).
Холст, масло.

Картина «Портрет царя Федора Алексеевича»
Россия, XIX в.
Холст, дерево, масло.