Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

08.12.2023–07.04.2024

Государственный музей-заповедник «Царицыно»


Организатор:

Государственный музей-заповедник «Царицыно» 

Участники:

Государственный музей-заповедник «Царицыно», Государственный исторический музей, Государственный музей-заповедник «Павловск», Государственный музей-заповедник «Царское Село», Государственный Эрмитаж, Музеи Московского Кремля, Музей игрушки, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный исторический архив

 

Чернильница подвесная

Музеи Московского Кремля принимают участие в выставочном проекте Государственного музея-заповедника «Царицыно» «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье». 

Три столетия правления династии Романовых внесли значительный вклад в формирование российской системы домашнего обучения и воспитания. Достаточно вспомнить имена наставников будущих монархов – Н.И. Салтыкова, Ф.-Ц. Лагарпа, В.А. Жуковского – для того чтобы осмыслить масштаб требований и высоту стандартов, выдвигавшихся к претендентам на эту должность.

Петровское время привнесло в образовательную программу предметы, связанные с европейской культурой, а екатерининский «золотой век» обогатил их философскими сочинениями французских просветителей. Начиная с эпохи Екатерины II царских детей стали приучать к простым условиям быта, воспитывая в них выносливость и готовность к любым жизненным испытаниям. Императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, установила практику ежедневного ведения личных дневников и традицию путешествий после завершения курса наук. Необычайная вовлеченность ее в процесс воспитания собственных детей сыграла определяющую роль в окончательном формировании классической русской системы домашнего образования, построенной на соблюдении принципов бытовой сдержанности, равноценной любви к интеллектуальному и физическому труду, безупречной нравственности и патриотизма. Следование этим постулатам было положено в основу культуры обучения и воспитания при дворе, целью которой являлось формирование в юном наследнике неотъемлемой личностной составляющей будущего монарха – высокого чувства долга.

Представленные на выставке экспонаты из собрания Музеев Московского Кремля являются подлинными спутниками и уникальными свидетелями детских лет жизни представителей династии Романовых.

В первом разделе выставки, посвященном рождению, крещению и первым годам жизни царских детей, представлена серебряная погремушка, изготовленная в Нюрнберге в последней четверти XVII века. В XIX веке она находилась в составе экспозиции детских покоев в московском музее «Дом бояр Романовых» на Варварке.

Подвесная чернильница конца XVII века, украсившая раздел «Учебная комната», содержит надпись: «при славѣ буди смиренъ и кротокъ». Впоследствии, уже в XVIII веке, этот принцип стал основополагающим в екатерининской модели воспитания наследников.

Предметы из детского чайного и кофейного сервиза великой княжны Александры Павловны, выполненные в 1780–1790-е годы придворными серебряниками, происходят из Сервизной кладовой Зимнего дворца. Великая княжна Александра Павловна родилась в 1783 году – вероятно, сервиз был одним из первых подарков, заказанных императрицей Екатериной II для маленьких внуков.

Не менее яркой группой представленных на выставке экспонатов из кремлевского собрания является часть шахматного комплекта, выполненного знаменитой ювелирной фирмой Ивана Хлебникова – Поставщика высочайшего двора. Серебряные фигуры изображают героев сказки Петра Ершова «Конек-горбунок». Шахматы были заказаны Кабинетом его императорского величества в качестве дипломатического подарка цесаревича Николая Александровича во время его путешествия за границу.

 
вверх