21.10.2025 — 11.01.2026
Государственный исторический музей Южного Урала, Челябинск
- Организаторы:
-
Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей Южного Урала
- Участник:
-
Музеи Московского Кремля
Музеи Московского Кремля и Государственный исторический музей Южного Урала представляют восьмой совместный выставочный проект, на этот раз посвященный истории взаимоотношений церковной и светской власти в России в XVII столетии.
Две древнейших сокровищницы – царская казна и патриаршая ризница, исторически находившиеся в Московском Кремле, – сохранили богатейшее собрание реликвий. На выставке из собрания Музеев Московского Кремля лучшие произведения придворных мастерских расскажут о таинствах, сопровождавших венчания на царство и свадьбы русских государей, и станут живыми иллюстрациями для повествования о многогранной культуре русского царского и патриаршего придворного церемониала, сформировавшейся в своей национальной самобытности в XVII веке.
Время сосуществования «священства» и «царства» на Руси после установления патриаршества – невероятно яркая и важная глава в истории Отечества. Исторический отрезок с 1589 года, когда состоялась интронизация патриарха Иова, и до 1721 года – упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода Петром I – неоднороден по характеру взаимоотношений монарха с церковью и может быть разделен на три периода, связанные, главным образом, с личностями трех патриархов. «Синтез» священства и царства достиг кульминации в эпоху государя Михаила Федоровича, при котором главой церкви был его отец – патриарх Филарет Никитич. Второй период связан с историей конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, предпринявшего попытку возвысить статус первосвященника над государем. В конце XVII века нарастающие противоречия между предстоятелем Православной церкви и главой светской власти вылились в противостояние царя Петра Алексеевича и его идейного оппонента – патриарха Адриана. Посетители экспозиции увидят подлинные драгоценные предметы, принадлежавшие царям и патриархам, регалии, церемониальные и богослужебные облачения и памятники иконописи.
Регалии Российского государства, олицетворяющие центральный для выставки образ царской власти, представлены жезлом и бармами царя Михаила Федоровича, входившими в состав Большого государева наряда. Среди патриарших реликвий выделяются клобук патриарха Филарета и посох, принадлежавший патриархам Филарету и Адриану. Икона «Поклонение Кресту», созданная выдающимся иконописцем Иваном Салтановым в 1677–1678 годах, запечатлела совместную молитву государя и патриарха, что отражало идею «синтеза» духовной и светской власти.
Одним из ключевых экспонатов выставки является покров на «Гроб Господень», связанный с именами трех русских государей. В 1632 году представитель Константинопольского патриарха архимандрит Амфилохий привез в Москву дары, среди которых был кафтан из драгоценного турецкого золотного атласа. После смерти царя Михаила Федоровича в 1645 году кафтан был перешит в платно Первого наряда для венчания на царство Алексея Михайловича. В 1676 году взошедший на трон царь Федор Алексеевич вложил облачение отца в Успенский собор Московского Кремля для изготовления покрова на «Гроб Господень». Так подношение Константинопольского патриарха стало главным элементом царского облачения, а позже явилось одной из центральных реликвий главного собора Руси.
Завершает выставку, а с ней и историю русского патриаршества в XVII веке, икона «Святые Константин и Елена». Образ был создан в 1699 году по заказу последнего русского патриарха XVII века Адриана (1690–1700) иконописцем Оружейной палаты Федором Рожновым для Успенского собора Кремля. В трактовке образов святых, без сомнения, просматривается нравственное и духовное послание патриарха Адриана молодому царю Петру I, избравшему новый вектор развития России.