Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

11.10.2017 – 26.01.2018

г. Москва, Музей-заповедник «Царицыно»

Организаторы:

Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры города Москвы, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»

Участники:

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Российская государственная библиотека, Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Государственный музей искусств народов Востока, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Государственный музей-усадьба «Останкино», Государственный музей-усадьба «Архангельское», Государственный Русский музей, Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Симферопольский художественный музей, Крымский этнографический музей, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Частное собрание А. Л. Кусакина, Частное собрание П. Б. Ермолова

 

Музеи Московского Кремля принимают участие в выставке в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно», посвященной одному из направлений ориентализма – «турецкому стилю» (тюркери) в русском искусстве. Экспозиция включает более 500 редких произведений искусства из собраний ведущих российских музеев, библиотек и частных коллекций, значительная часть которых представлена публике впервые. Цель выставки – показать историческое своеобразие и художественные особенности этого явления в русской культуре; его основные проявления связаны с периодом правления Екатерины II и эпохой расцвета русского романтизма первой половины XIX века.

Музеи Московского Кремля демонстрируют на выставке уникальные памятники, выполненные турецкими мастерами.

Представленная на выставке сабля была приобретена императором Александром I в Константинополе в 1806 г. К ней прилагалась своего рода «экспертиза» – точный рисунок сабли и надписей на ней с переводом. По мнению авторов перевода и согласно «экспертизе», сабля была изготовлена в 70 году Хиджры (653 г). Сейчас уже сложно сказать, сознательно или нет заблуждались эти «эксперты». На серебряных деталях эфеса и ножен выбиты турецкие тугры для серебра конца XVIII – начала XIX вв. Ни в одном из клейм на клинке нет цифр – дат изготовления, однако сам клинок по своему типу, конструкции и декору соответствует турецким сабельным клинкам XVIII в. Сабля является прекрасным образцом турецкого оружия конца XVIII – начала XIX вв. и одновременно – одной из антикварных подделок того времени, создававших у европейцев образ таинственного, древнего, роскошного и прекрасного Востока, подчас столь далекого от реальности.

Примером сочетания европейской формы и лучших достижений восточных технологий обработки металла и украшения оружия является представленная на выставке полоса шпаги, подаренная императору Александру I уроженцем города Выборг Иваном Маршалом в 1820 году. Откованная из высококачественного булата, украшенная золотой насечкой в виде орнаментальных клейм с коранической и благопожелательной арабской надписью, полоса шпаги выполнена в Турции в 1817 году. Восточные клинки из булатной и дамасской стали высоко ценились в Европе и России, как за свою красоту, так и за легендарное качество.

Среди предметов выставки, сочетающих европейские технологии и элементы декора с художественными традициями Турции и вкусами местной знати, – часы с золотой цепочкой и золоченым ключом. Они выполнены в XVIII в. мастером Николаки. Вероятно, по происхождению он был греком и служил учеником одного из швейцарских часовщиков, значительное число которых обосновалось в Стамбуле еще с XVI века в связи с большим спросом на часы в Турции. Внешняя поверхность золотого корпуса украшена розетками с крупными алмазами и растительным орнаментом в виде разноцветных эмалей по гравировке.

Еще один шедевр – золотая панагия. Ее центральная часть выполнена в Стамбуле во второй половине XVII века, а оглавие в виде императорской короны и три серебряные золоченые фигурные подвески являются работой русских мастеров второй четверти XVIII века, что свидетельствует о традиции бытования подобных предметов в России. Панагия декорирована накладной пластиной с растительным орнаментом из эмали и драгоценных камней и украшена в центре резным изображением Иисуса Христа на крупном сапфире. Появление предметов с христианской символикой на территории Османской империи не было случайным. Под властью турецких султанов находились несколько десятков различных народов, исповедовавших как ислам, так и христианство и иудаизм. При этом процент христиан среди населения Османской империи был очень велик.

Серебряная чаша на невысоком основании относится к числу достаточно редких образцов восточной утвари из драгоценных металлов. Почти вся поверхность предмета покрыта оригинальным геометрическим «гофрированным» чеканным узором в два ряда. Такой граненый орнамент был популярен в Турции в XVIII – начале XIX вв. Подобные чаши, выполненные из серебра или недрагоценных металлов, традиционно использовались в турецкой бане – хамаме, наряду с другим экспонатом выставки – деревянными сандалиями. Название их – налын – имеет арабское происхождение и может быть переведено как «подковы». Благодаря высоким каблукам они должны были защищать ноги от мыльной и грязной воды на полу, а их внешний вид отражал экономическое положение владельца.

Новая выставка продолжает серию успешных проектов «Царицыно», посвященных взаимоотношениям России со странами Востока, и открывает страницы истории развития русско-турецких отношений.

 
вверх