Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

26.04.2012 - 02.09.2012

Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Организаторы:
Музеи Московского Кремля, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 

01# Икона Вхудожественной жизни XVII столетия столичная школа царских изографов занимает одно из ведущих положений. Цель выставки - познакомить посетителей с особенностями искусства царских изографов, дать представление о разнообразии тем и сюжетов на примере выставленных икон, продемонстрировать авторские манеры и различные приемы письма знаменитых иконописцев, и в целом, воссоздать картину художественной жизни Московского Кремля в XVII столетии.

История царских мастерских начинается с 1620 года, когда был учрежден Иконный приказ с Иконной палатой. В 1640-е годы Иконный приказ был расформирован, а Иконная палата присоединена к Оружейной палате.

Характерной чертой мастерских Оружейной палаты было то, что это были придворные мастерские. Царские и патриаршие заказы определяли круг тем и сюжетов, а часто и стилистические особенности создаваемых произведений. Первые цари дома Романовых – Михаил Федорович, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич, выступали в роли меценатов, строго контролируя эту область.

Иконопись XVII столетия перестает быть безымянным искусством. Благодаря многочисленным документам и подписным иконам известны имена иконописцев, трудившихся в это время. На выставке представлено более тридцати уникальных икон высочайшего художественного уровня из собрания Музеев Кремля, созданных выдающимися мастерами: Симоном Ушаковым, Федором Зубовым, Михаилом Милютиным, Кириллом Улановым и другими.

Тематически выставка делится на два раздела. Первый раздел посвящен иконостасам кремлевских храмов, создание которых продолжалось на протяжении всего XVII века. В этом разделе демонстрируются иконы, написанные для иконостасов Успенского, Архангельского соборов, церкви Ризположения, Вознесенского собора Вознесенского монастыря, церкви Чудо архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря, Похвальского придела Успенского собора и дворцовых церквей Кремля. Уникальные памятники демонстрируют стилистические особенности живописи, характерные для разных периодов XVII века, а также ярко иллюстрируют процесс появления в традиционных иконописных схемах новых иконографических элементов западноевропейского происхождения.

Второй раздел выставки «Царский образ» посвящен такому характерному для XVII столетия явлению, получившему особое развитие в придворной среде, как создание патрональных икон. Написание тезоименных образов было одной из специфических сторон деятельности царских иконописцев и занимало в их творчестве одно из ведущих положений. Создание икон с изображением святых, соименных членам царской фамилии получает особый размах в царствование Алексея Михайловича. В рамках этого процесса складывается определенная типология образов, связанная с рождением царских детей (мерные иконы) и восшествием на престол нового государя (тезоименный образ). Отдельной темой в данном разделе выделены памятники, на которых представлены условные портреты царей.

Выставка интересна как специалистам, так и любителям отечественной истории и искусства.

 
вверх