Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

08.09.2005 - 20.11.2005

Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля

Организаторы:
Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Посольство республики Австрия, Музей истории искусств г. Вены, Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". 

1# Гондола-автоматВыставка в Успенской звоннице Московского Кремля продолжает долгосрочную программу "Королевские и императорские сокровищницы в Кремле", приуроченную к 200-летию создания Музеев Московского Кремля.

Новая кремлевская экспозиция впервые представляет в России более тридцати уникальных произведений из кунсткамер в тирольском замке Амбрас и в Вене - раритеты из знаменитых коллекций эрцгерцога Фердинанда II (1529–1595) и императора Рудольфа II (1552–1612). Эти государи были страстными почитателями и коллекционерами всего необычного, редкостного, экзотического, что привозилось из далеких заокеанских стран или рождалось и создавалось в европейских землях.

В числе ценнейших экспонатов середины XV - конца XVII вв. - художественные изделия мастеров декоративно-прикладного искусства: часы, сосуды, хитроумные автоматы, мебель, оружие, а также картины. Обширна география их происхождения: Австрия, Богемия, Германия, Италия, Швейцария, а также Нидерланды, Испания и Индия. В XVI и XVII вв. Габсбурги играли выдающуюся роль в расстановке сил в Европе: они не только правили как австрийская династия в так называемых наследственных землях (как короли Венгрии и Богемии, эрцгерцоги Австрии и так далее), но из них также выбирались короли и императоры Священной Римской империи. Власть Габсбургов распространялась на несколько континентов. По выражению, приписываемому императору Карлу V, это была империя, где "никогда не заходило солнце".

Экспонаты выставки в Кремле наглядно раскрывают предназначение кунсткамер: "для ученых штудий и зрительских наслаждений". Внимание привлекало все, что казалось красивым и драгоценным: по причине редкости использованного драгоценного материала или виртуозности художественной обработки. Кунсткамера понималась как «театр природы и искусства», посещение которой должно было приносить пользу и наслаждение.

В кунсткамерах Габсбургов хранились предметы, привезенные из разных уголков мира испанскими и португальскими миссионерами и конкистадорами-завоевателями, которые стали их первооткрывателями. Каждое новое приобретение расширяло представление о мире. Множество до той поры неизвестных или редких вещей стали предметом собирательской страсти.

Стержень коллекций составляли именно такие высоко ценимые натуралии и изделия, выполненные из них. Длительное время твердо верили в присущую этим вещам магию: «змеиные языки» (окаменелые акульи зубы), панцирь черепахи, кубки из рога носорога и безоары (желудочные камни некоторых жвачных животных) якобы защищали от действия ядов, а кубки из страусовых яиц придавали мощь и силу страусов. В королевских кунсткамерах также хранились различные экзотические раковины. Они могли быть как необработанными, так и искусно оправленными и ставшими частью какого-либо изделия.

Ориентацию кунсткамер на самое новое, интересное, модное подтверждают также представленные на выставке коллекции научных инструментов – календари, часы, компас. Это была эпоха, когда восторгались программными механизмами часов, сфер и автоматов, в которых механическое движение всегда было предсказуемо, отрегулировано и упорядочено. Высшим достижением искусства построения механизмов считались автоматы – сложные конструкции, имитировавшие своим движением и своей музыкой жизнь.

В XVI в. рыцарский турнир являлся неотъемлемой частью любого праздника. Великолепные парадные и церемониальные экземпляры их из мастерских лучших платтнеров и оружейников занимали почетное место в кунсткамерах Габсбургов, а теперь украшают выставку в Кремле.

Созданные эрцгерцогом Фердинандом II и императором Рудольфом II кунсткамеры могут по праву считаться истинными образцами такой формы собирательства, в основе которой были универсальность и энциклопедичность. Сегодня Музеи Московского Кремля дарят вам возможность прикоснуться к легендарным страницам истории европейских монархий.

Сайт Музея истории искусств г. Вены 

Одним из наиболее интересных экспонатов выставки является живописное полотно Джузеппе Арчимбольдо "Вертумн", на котором изображен император Рудольф II в образе древнеримского бога перемен Вертумна. Этот подлинный шедевр прославленного мастера поступил на выставку из собрания Замка Скоклостер, Швеция. 
Информацию о Замке можно получить на сайте www.skoklostersslott.se

Выставка организована при поддержке ОАО АКБ "Росбанк".

 
вверх