08.04.2011 - 24.07.2011
Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля
- Организаторы:
- Музеи Московского Кремля
Выставка посвящена камнерезным произведениям из самоцветов, созданным на протяжении столетий, с ХVIII века вплоть до нынешних времен. Посетителю предоставляется уникальная возможность увидеть не только шедевры великого русского ювелира Карла Фаберже, но и его современников - Алексея Денисова-Уральского и Авенира Сумина, поставлявших свои изделия к царскому Двору, работы уральских кустарей, а также произведения, созданные Императорскими Екатеринбургской, Петергофской и Колыванской гранильными фабриками.
В мастерской скульптуры по камню, созданной Карлом Фаберже в Петербурге, работали, как правило, выходцы с Урала – самоцветной столицы России: Куликов, Дербышев и другие, а возглавлял ее Петр Кремлев. На выставке представлены его работы, созданные в советское время для Всемирной выставки в Париже.
На экспозиции демонстрируются произведения знаменитой французской фирмы Картье, созданные под влиянием камнерезных работ русских мастеров. Огромное влияние на французских мастеров оказали Алексей Козьмич Денисов-Уральский и уральский кустарь Прокопий Овчинников, чьи работы владельцы фирмы Картье закупали в приличных количествах и продавали в своих магазинах.
Зрители имеют редкостную возможность видеть шесть пасхальных императорских шедевров фирмы Фаберже из собрания Музеев Московского Кремля, Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана и Фонда «Связь Времен», в которых главную роль играют самоцветные камни, прежде всего, саянский нефрит, нашедший на фирме наибольшее применение, а также горный хрусталь и гелиотроп. Редкостными произведениями фирмы являются драгоценные цветы и деревья в восточном вкусе, которые относятся к изящному жанру Objets de Fantaisie. В российских собраниях всего несколько подобных вдохновенных “фантазий”: их ныне даже меньше, чем пасхальных шедевров. Столь же уникальными являются человеческие фигурки, выполненные из цветных камней – лейб-казаки, русская баба-кормилица и, наконец, лучшие работы фирмы в этом жанре – «Танцующий мужик», запасной солдат, композиция “Ледовоз”.
Российские музеи вправе гордиться мемориальными предметами работы Фаберже, связанными с русскими историческими личностями, прежде всего членами семейства Романовых. Эти произведения выглядят особенно выразительно рядом с подлинными архивными документами и фотографиями.
На выставке невозможно обойти вниманием и продукцию фирмы Фаберже, предназначенную более широким слоям населения, приносившую фирме главную прибыль: интерьерные изделия, аксессуары и украшения, мелкие изящные чашечки, письменные приборы, вазы, корзинки, каменные яички-брелоки, в том числе набор образцовых яиц-подвесок из самоцветов, принадлежавший одному из магазинов. На выставке представлена единственная в мире коллекция ювелирных вставок, принадлежавших главе фирмы Фаберже. Это позволяет зрителям увидеть богатства российских недр, палитру великолепных самоцветных камней – аметистов, аквамаринов, нефрита, яшмы, халцедона и т. д.
Отдельной темой представлено творчество выдающегося уральского мастера А. К. Денисова-Уральского, автора поистине легендарной серии «Воюющие державы», камнерезные фигуры которой аллегорически изображают страны-союзники и соперники в Первой мировой войне.
На выставке демонстрируются работы советского художника Василия Коноваленко, чье имя ныне столь же легендарно, как и имя Фаберже. Возродив утерянную в советское время технику объемной флорентийской мозаики, он сумел выявить лучшие качества необыкновенных российских самоцветов и создал запоминающуюся галерею образов исторических и народных типов, а также образ-символ камнерезного мастерства — фигуру Данилы-мастера с каменным ларцом.
Выставка произведений камнерезных работ при всей ее полноте и разнообразии, тем не менее, камерна, изящна и многоцветна, как и творчество великих мастеров прошлого - российских и французских камнерезов и ювелиров.




































Виртуальный визит на выставку "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России" предоставляет редкую возможность познакомиться с уникальными памятниками из собрания Музеев Кремля - камнерезными произведениями из самоцветов, созданными на протяжении столетий, с XVIII века вплоть до начала XX века. Большая часть из представленных предметов являются шедеврами знаменитой фирмы Фаберже.
Поделочные камни были незаменимы при создании самых знаменитых произведений Карла Фаберже – императорских пасхальных яиц с сюрпризами, которые фирма изготавливала по заказу императорского двора. Александр III и Николай II вручали эти драгоценные подарки на Пасху своим супругам. Эти драгоценные сложные произведения - результат коллективного труда художников, ювелиров, эмальеров и камнерезов фирмы являются выражением мастерства и таланта их создателей, а также очевидными свидетелями ушедшей эпохи. Они отразили роскошь и великолепие царского двора и были связаны с событиями русской истории.




На выставке полно и ярко представлена группа каменной анималистки: от крупных, поистине монументальных фигур зверей до смешных крошечных миниатюр. В петербургском свете могли преподносить подобных зверьков с намеком на внешность или черты характера получателей. Каменные фигурки, ставшие чрезвычайно популярными во всем мире, стоили порой как золотые украшения, поэтому щедрость дарителя не оставалась незамеченной, но и ни к чему не обязывала. Среди русских высочайших особ самый большой «каменный зоопарк» имела императрица Мария Федоровна – супруга императора Александра III. Из всего обилия каменных зверьков, принадлежавших императрице, в собрании Музеев Московского Кремля сохранилось только несколько фигурок. Все они отличаются высоким качеством полировки камня, тонкой моделировкой и удивительной достоверностью в передаче характерных черт и поз животных.





На выставке представлены ювелирные украшения конца XIX начала ХХ века. В этом разделе вниманию посетителей предлагаются не только произведения знаменитой фирмы Фаберже, но и работы петербургских и екатеринбургских мастеров, ювелиров прославленной придворной фирмы «К.Э.Болин» и фирмы А.Тиллдандера. Каждый из экспонатов вызывает восхищение и поражает творческой фантазией, разнообразием материалов, ювелирных техник и виртуозным мастерством исполнения. Особый интерес вызывают драгоценные броши, выполненные в виде жуков.








Кроме уникальных и сувенирных подарочных произведений, на выставке представлена массовая продукция XVIII-XIX веков – образцы драгоценных бытовых вещиц, сочетающие в себе «высокую художественность с тщательной и добросовестной работой». Знаменитый мастер Фаберже, так же как и его современники, стремился сделать «быт искусством, а искусство бытом». Утилитарные вещи с клеймом Фаберже украшали, эстетизировали быт человека того времени, создавали особую, возвышающую его среду обитания.








Отдельным направлением в камнерезном искусстве России было изготовление печатей из твердых камней. В XVIII в. широкое распространение получили резные печати из горного хрусталя и других минералов. В 1856-18577 годах император Александр II утвердил весь комплекс российских гербов: Большой, Средний и Малый государственные, титульные гербы и родовой герб императора. В связи с этим появилось огромное количество заказов на изготовление всех видов печатей с гербами и вензелями владельцев. Основная часть камнерезных печатей в собрании Музеев Московского Кремля происходит из ценностей, вывезенных в 1917 году по приказу Временного правительства из императорских дворцов Санкт-Петербурга в Московский Кремль. Они принадлежали императорам, императрицам, представителям Дома Романовых и были изготовлены резчиками по камню и золотых дел мастерами в известных ювелирных фирмах Петербурга и Москвы.






