Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

17.12.2004 - 20.03.2005

Выставочный зал Успенской звонницы

Организаторы:
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" 

01# Саккос Патриарха ФиларетаВыставка в Успенской звоннице Московского Кремля посвящена истории культурных связей, дипломатических и торговых отношений Московского государства с итальянскими землями в XV-XVII веках. Более 170 экспонатов отражают ранний период дипломатических, торговых и культурных контактов Московского государства с Римом, Венецией, Миланом, Флоренцией: с приезда в 1472 году из Рима в Москву последней византийской принцессы - Софьи Палеолог, до заключения соглашения между Венецианской республикой и Россией для борьбы с Турцией в 1697 году.

События далекого XV в. отразили удивительные совпадения исторических судеб двух стран. Этот период на выставке представлен редчайшими памятниками, связанными с именем Великой княгини Московской, жены Ивана III, Софьи Фоминичны: иконой "Спас Нерукотворный", по преданию, привезенной ею из Рима, которой в дальнейшем благословляли последних русских императриц и мощевиками, с частицами италийских христианских святынь. Именно при ее активном участии началась перестройка Кремля "фряжскими" архитекторами. В 2005 году исполнится 530 лет с начала возведения Успенского собора (1475-1479 гг.) мастером из Болоньи Аристотелем Фьораванти. Его имя можно прочесть в подлинной Софийской 2 летописи начала XVI века и на русских монетах, представленных в экспозиции. Фьораванти принадлежит общий замысел кремлевской цитадели. Итальянские зодчие возвели стены и башни, основные храмы и дворцы Кремля. Поэтому несомненный интерес на выставке представляют уникальные резные белокаменные фрагменты первоначальной «итальянской» отделки кремлевских сооружений.

Ядром выставки является уникальная коллекция итальянского художественного текстиля XVI-XVII в.в. из собрания Музеев Московского Кремля. Венеция, Флоренция, Генуя были бесспорными лидерами в производстве драгоценных шелковых тканей. При Московском дворе из него шили парадные одеяния русских правителей и облачения высшего духовенства, которые бережно сохранялись в Царской казне и Патриаршей ризнице в Кремле и нередко перешивались из-за их дороговизны. Центральное место в экспозиции занимают: платно царя Петра Алексеевича из венецианского аксамита, саккос патриарха Адриана из "аксамиченного" бархата с тканными двуглавыми орлами и кафтан патриарха Никона синего "рытого" бархата.

В экспозицию включен необыкновенно торжественный надгробный портрет в полный рост царя Федора Алексеевича и его отца царя Алексея Михайловича XVII века. На них русские цари изображены в парадных облачениях из "золотного" венецианского бархата.

Выставку украшают также роскошные произведения итальянского декоративно-прикладного искусства XIV-XVII в.в., редкие экспонаты нумизматики, старинные карты. Впервые демонстрируются итальянские гравюры XVII в. с изображениями официальных торжественных церемоний в Венеции, Флоренции, Риме, а также подлинные грамоты, отражающие характер русско-итальянских связей XVI - XVII вв. Среди последних - Папская булла 1582 г., адресованная царю Ивану IV.

В выставке принимают участие: Российский государственный архив древних актов, Государственный Исторический музей,Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный Русский музей.

 
вверх