Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

13.05.2022 – 14.08.2022

 

Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы

Организаторы:
Музеи Московского Кремля
Участники:

Музеи Московского Кремля; Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург; Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Государственный исторический музей, Москва; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва; Российская государственная библиотека, Москва; Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

 

Гравюра из серии «Каприччи»: «Дуэль на шпагах и кинжалах»Дуэль зародилась задолго до поединков чести XVIII–XIX веков, хорошо известных благодаря русской классической литературе. В XVI–XVII столетиях под звуки скрещивающихся клинков и стоны умирающих складывались представления о важности защиты дворянской чести. Именно этому захватывающему времени и посвящена выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления». Поединки той эпохи в основном знакомы современному человеку по романам Александра Дюма и многочисленным фильмам по их мотивам, изображающим дуэлянтов благородными героями. А вот реальные дуэли и дуэлянты известны намного меньше.

Погрузиться в мир дуэлей XVI–XVII веков помогут уникальные экспонаты, многие из них выставляются впервые и никогда прежде не встречались в одном выставочном пространстве. Всего на выставке представлено более ста сорока памятников – редких рисунков, гравюр, картин, фехтовальных трактатов, доспехов и оружия того времени из отечественных музеев и библиотек.

Дуэлям, наряду с военными и турнирными поединками, предшествовала средневековая традиция «Божьего суда». Считалось, что в судебном бою Бог помогает одержать победу стоящему за правое дело, как произошло в ветхозаветной битве Давида и Голиафа. Дуэлянты считали, что преступление против чести подобно убийству, и виновный в нем заслуживает смерти, поэтому они имеют право на защиту чести в поединке.

Идея защиты чести не была чужда даже монархам, чтившим законы рыцарства. На выставке можно узнать о несостоявшейся дуэли между императором Священной Римской империи Карлом V и королем Франции Франциском I – в экспозиции представлены портрет французского короля и принадлежавшие ему доспехи, как и доспехи эрцканцлера Священной Римской империи. Знаковым для истории дуэлей стал последний судебный поединок во Франции, состоявшийся в 1547 году между бароном де Жарнаком и сеньором де Ла Шатеньере. Причиной этого поединка стали действия будущего короля Генриха II, пытавшегося очернить Жарнака. Изысканный рисунок XVI века, сохранивший для нас черты Генриха II, также присутствует среди экпонатов, как и гравюра со сценой его смерти на турнире. Облик придворного дуэлянта этого времени можно представить благодаря рисункам и гравюрам, оружию и изящным ювелирным украшениям, представленным на выставке.

С поединками пытались бороться монархи, церковь и юристы, для которых дуэль была тяжким преступлением. Однако все они были вынуждены считаться с позицией аристократии, нередко бравшей дуэлянтов под свою защиту. Сами короли были воспитаны на рыцарской этике, считались первыми дворянами своих королевств и не могли игнорировать правила кодекса чести. Поэтому антидуэльная политика отличалась непоследовательностью — строгость законов, грозивших дуэлянтам смертной казнью с конфискацией имущества, компенсировалась их несоблюдением. Лишь в некоторых особо скандальных случаях дуэлянты подвергались реальному преследованию правосудия. На выставке можно увидеть портрет Жана-Батиста Бюда де Гебриан, которому довелось скрываться в изгнании из-за участия в дуэли — впоследствии это не помешало блестящей военной карьере этого маршала Франции.

С появлением дуэлей неразрывно связано искусство фехтования, которому дворяне обучались с детства. Среди экспонатов – арсенал дуэльного оружия, а также фехтовальные трактаты самых известных учителей и мастеров XVI–XVII веков. Офорты прославленного художника Жака Калло с изображением сцен поединков соседствуют со шпагами, которые использовали на дуэлях знатные аристократы.

Борьба с дуэлями стала частью политики монархии по подчинению дворянства. Наибольшего успеха в этом достиг король Людовик XIV, которого даже провозгласили победителем дуэлей. В честь этой мнимой победы была выбита специальная медаль. Однако полностью искоренить дуэльный обычай ему не удалось. В правление Короля-Солнца дуэли стали более редкими и менее кровавыми, их скрывали от властей и проводили без свидетелей в укромных местах. Но сразу же после смерти французского монарха произошло несколько громких поединков, что ознаменовало новый этап в истории дуэли. Традиция поединков чести продолжила свое существование и постепенно исчезла только в XX веке.

К выставке подготовлен тематический сайт-сателлит duel.kreml.ru
Для всех посетителей выставки доступен бесплатный аудиогид, который Музеи Московского Кремля запустили совместно с izi.TRAVEL.

Приглашаем совершить тур по выставке «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», которую никто не видел.

Накануне открытия выставки в марте 2022 года экспонаты были отозваны зарубежными музеями, а у вас есть уникальная возможность познакомиться с первым вариантом экспозиции, где были представлены предметы из коллекций Прадо, Лувра, британской Королевской оружейной палаты, венского Музея истории искусств и многих других европейских собраний.

Видеоэкскурсия размещена на платформе Youtube. Оплатить доступ можно на нашем сайте по ссылке.

 

ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ

Выставочные залы

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР


Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт»

Благотворительный фонд

 

Информационные партнеры

 

   Россия-24   

   Культура   

Известия

Russiabejoind

Историк

 

Стратегический медиапартнер

TheArtNewsPaper

 

 

 

 
вверх